Март прошел, вовсю продается апрельский номер, так что выкладываю статью про сериалы в полном объеме. Потом она и на сайте появится.

Дозволенные речи
Циклы и сериалы не являются прерогативой фантастики. В мировой литературе скопилось изрядное количество долгоиграющих шедевров, на примерах которых можно всласть порассуждать о том, что это за анаконда такая многометровая, благо классики (в отличие от пока еще не ставших таковыми) не могут обижаться и бурно протестовать. Ну а не хватит классики, буду тренироваться на кошках, то есть на себе и друзьях - они, если и обидятся, побьют меня, а не журнал.

Тысяча и одна серия.

Видимо, первым автором фантастического сериала была Шахразада, спасавшая свою жизнь и попутно открывшая перспективнейший творческий метод:
1. Заинтриговать.
2. Прервать на самом интересном месте.
3. Продолжить, не переставая интриговать.
4. Прервать на еще более интересном месте.
5. И так, пока не умрет ишак, эмир или Ходжа Насреддин. То есть, пока не закончится история, или читатель и примкнувший к нему издатель не утратят интерес к сериалу (бывает), или автор не утратит интерес к своим героям (тоже бывает).
Шахразады хватило, как минимум, на 1001 ночь, причем потребитель был настолько доволен, что сделал смертницу любимой женой и вообще начал вести себя прилично. Такова волшебная сила хорошего сериала.

1
Мир за замочной скважиной.

В первый же день после ужина вдова достала толстую книгу
и начала читать мне про Моисея в тростниках,
а я просто разрывался от любопытства — до того хотелось узнать, чем дело кончится;
как вдруг она проговорилась, что этот самый Моисей давным давно помер,
и мне сразу стало неинтересно, — плевать я хотел на покойников…
Гекльберри Финн.
Гекльберри ткнул точнехонько в одну из основных причин популярности циклов и сериалов. Незавершенность истории вызывает чувство сопричастности - еще ничего не решено, все происходит сейчас, у тебя на глазах. Разница между единичным романом и сериалом в чем-то напоминает разницу между трансляцией матча и его записью. Несопоставимый уровень вовлеченности и азарта плюс неопределенность, кого-то раздражающая, а кого-то притягивающая. читать дальше

2
Что выросло, то выросло
Однако за время пути собака могла подрасти.
Неизвестный работник ж-д транспорта из г. Житомира

Кто как, а я для себя делю сериалы на плановые, стихийные и искусственные. По типу сотворения, так сказать. Первые, как следует из названия, изначально задумывались дилогиями и выше, стихийные разрастаются в процессе работы – стало жалко расставаться с героями, пришел в голову лихой сюжетный поворот и так далее. Искусственные взращиваются под давлением обстоятельств в лице издателей, читателей и вполне законного авторского желания разработать найденную жилу. При этом причина, по которой сериал стал сериалом, никоим образом не связана с его качеством. читать дальше

3
И Элли возвратится?

Он улетел, но обещал вернуться. Милый, милый…
Фрекен Бок
Изъять героя из водопада, залечить перерезанное горло, оставив изящный шрам, сосредоточить мировое Зло в утерянном пещерным чудиком колечке, отыскать неучтенного потомка - все в воле автора, а что не может автор, смогут соавторы и продолжатели. читать дальше

4
Формула любви

Эх… Нет ничего невозможною, когда есть хороший план.
Портос, пока еще не барон
Особого рецепта написания циклов не существует, нынешние многотомные эпопеи делаются по тем же принципам, что и авантюрные романы теперь уже позапрошлого века. Не только "Три мушкетера", но и "Граф Монте-Кристо" являли собой романы-фельетоны, публиковавшиеся поглавно в газетных «подвалах» первой полосы и нацеленные на вполне конкретную аудиторию. читать дальше

5
Мы так не договаривались!

Тем временем Джепп трудился не покладая рук. Мне было немного обидно,
что Пуаро занял такую пассивную позицию. Меня - уже не впервые - стало мучить подозрение,
что он сдает, и доводы, которые он приводил в свою защиту,
не казались мне убедительными.
Капитан Гастингс
Плюс без минуса не ходит. То, что держит циклы на плаву, их же и топит. Читатель открыл книгу, обнаружил дивный новый мир, возлюбил героев, загорелся сюжетом и жаждет продолжения. Считает дни до его выхода, теребит продавцов, в одиночку или с собратьями по фэндому гадает, что будет. Дождался. Получил. Прочитал. А дальше? А дальше очень часто приходит разочарование. Первый бал бывает лишь единожды, мир уже открыт и местами обжит, повторения чуда не случилось, и кто в этом виноват?
читать дальше

6
"Если на клетке слона прочтешь надпись «Буйвол», не верь глазам своим!"

Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы .
Ну да! Барсы! Я узнаю их по оттенку.
Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!
Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей
Нельзя сказать, что это проблема сериалов. Более того, это даже не проблема фантастики, но сталкиваться с ней приходится всем пишущим и читающим. Когда стоишь на книжном развале в рассуждении чего бы почитать, вполне естественно спросить «что-нибудь вроде – подставить нужное имя» или ткнуть в новинку - «на что похоже?»
читать дальше

7
А в попугаях я все-таки длиннее!

Маловато будет!
Орел-мужчина
Каждому варвару (кендеру, вуки, головану) очевидно, что долгоиграющие истории, как и любые другие, держатся на идее, героях, сюжете и декорациях, о чем можно рассуждать долго и нудно. Специфика в том, что нужно удержать интерес читателя на протяжении длительного периода, не наскучив и не позволяя о себе забыть.
читать дальше

8
Его прощальный поклон.

Запоминается последняя фраза.
Важно войти в нужный разговор, но еще
важнее искусство выходить из разговора.
Штирлиц
Штандартенфюрер был умен, потому и не попался. Создать мир и героев, которых примут и полюбят, трудно, но красиво из этого мира уйти еще труднее. Потому что жалко. Потому что это не нравится читателям. Потому что это не нравится издателям. Потому что с концом книги кончается и кусок твоей, вполне себе реальной жизни. Неудивительно, что многие эпопеи так и не обретают четкого финала. Даже, если основная интрига иссякла, а герои ушли за горизонт.
читать дальше

PS Убедительная просьба не рассматривать эти заметки, как поучение. Редакция попросила поделиться наблюдениями и рецептами, вот я и делюсь. Не судите сороконожку, за то, что она неконцептуально объясняет, с какой ноги и почему зашла. Она не энтомолог, она сороконожка, ее дело передвигаться, а не обосновывать. И, кстати, не стоит ходить с тех же ног, если вы лошадь или страус.