Cogito, ergo sum.
08.06.2010 в 16:43
Пишет hound:Помпеи в Москве.
16 июня 2010 г. -15 августа 2010 г.
В Историческом музее состоится открытие выставки ПОМПЕИ. ТАЙНЫ ПОГРЕБЕННОГО ГОРОДА. Из собрания Национального археологического музея Неаполя.
![](http://campaniapro.ru/images/slides/007.JPG)
Уникальная возможность познакомиться с различными сторонами жизни населения городов области Везувия, уничтоженных 24 августа 79 года нашей эры извержением вулкана. Большую часть экспонатов выставки составляют предметы, найденные при раскопках XVII-XVIII веков в г. Помпеи – одном из наиболее значительных памятников античной эпохи в мире.
Впервые в России будут показаны уникальные экспонаты, происходящие из Помпей и из близлежащих римских городов, разделивших печальную участь погребенного города – Геркуланума, Стабии, Боскореале.
http://www.shm.ru/ev69568.html
Г. А. Ломтадзе, К. Б. Фирсов
В 1748 г. в 22 км юго-западнее Неаполя в местечке Чивита военный инженер Роке Хоакино де Алькубьерре, до этого руководивший исследованиями Геркуланума, начал раскопки еще одного античного поселения. Он был уверен, что на этом месте находились, известные по древним письменным свидетельствам, римские Стабии, а нашел один из наиболее известных и посещаемыхна сегодняшний день археологических памятников античной эпохи – Помпеи (хотя еще в 1592-1600 годах при рытье подземных тоннелей в этих местах было найдено несколько надписей и одна из них содержала два прекрасно сохранившихся слова "decurio pompeis").
Собственно, целью Алькубьерре являлось не открытие миру древнего города, а пополнение личной коллекции древностей неаполитанского короля. Надо отметить, что система раскопок того времени с точки зрения современной науки была варварской. Поскольку основной задачей являлось добытие ценных артефактов, в лаве пробивались тоннели и, если в них ценных находок не встречалось, место раскопок забрасывалось. Настенные росписи и мозаики снимали и отправляли в Неаполь, а место их находки засыпали (подобные методы раскопок были запрещены впоследствии неаполитанским королем Карлом III под нажимом видных европейских ученых и просветителей).
читать дальше
Находки не слишком радовали Алькубьерре и он вернулся в Геркуланум, прекратив раскопки Помпей. В Помпеи же исследователи вернулись только в 1755 г.В 1759 году регентом Королевства Обеих Сицилий стал Фердинанд IV, и с подачи его супруги Марии Каролины работы в Помпеях вышли на качественно новый уровень. Теперь исследователи старались открывать здания последовательно и насколько возможно полно, «не нужные» артефакты не уничтожались, а оставались на месте находки. Появились проекты превращения мертвого города в музей под открытым небом. Однако название найденного города все еще оставалось под вопросом.
И только в 1763 году у некрополя Геркуланских ворот был найден столб с надписью: "По приказу императора Цезаря Веспасиана Августа трибун Тит Сведий Клеменс, проведя расследования и проверив размеры, вернул городу Помпеям общественную землю, занятую частными лицами". Впоследствии подобные столбы были найдены и в других частях города.
Хотя в те времена информация о работах в Помпеях и Геркулануме публиковалась крайне редко и была неполной, появление в конце XVIII века внушительного тома "Gli Ornati delle pareti e i pavimenti delle stanze dell'antica Pompei", где фрески были представлены в их оригинальном декоративном контексте, свидетельствовало о начале нового подхода к раскопкам.
Еще одной важнейшей вехой в изучении Помпей являлось передача в 1777 г. здания дворца «Королевских исследований Бурбонов» для размещения королевских архивов и коллекции древностей. С этого момента музейные работники старались собирать материалы раскопок древних городов области Везувия и частных коллекций. С 1860 г. после объединения Италии музей стал государственным и получил статус национального. Значительно расширив свои площади и пополнив коллекции, он превратился в один из крупнейших современных археологических музеев мира – Национальный археологический музей Неаполя.
Среди экспонатов стоит упомянуть шедевры, поступившие в музей из римских Терм Каракаллы (Фарнезский Геркулес), а также коллекции Медичи. Ядром собрания являются картины из Помпей, Геркуланума и Стабий, скульптуры, бронзовые изделия, сосуды и вазы из Лукки, Апулии и Кампании.
С приходом в 1860 г. к руководству раскопками Джузеппе Фиорелли, в раскопочный процесс начали внедряться новые, наиболее прогрессивные на тот момент научные методы археологических исследований. Был составлен новый план города, территория была поделена на районы, появилась единая нумерация домов и кварталов, существующая по сей день. Переломным моментом для сохранения облика древнего города было решение оставлять найденные росписи стен на месте, а не отправлять в музей как это было раньше. Для сохранения росписей были разработаны новые методы раскопок, стены зданий стали перекрывать сводами. В это же время начали применять и новый метод реконструкции останков: от тел погибших горожан и деревянных предметов в слое затвердевшего пепла остались полости, в которые заливался гипс, точно повторявший контуры предметов и тел.
Вопреки частому заблуждению, раскопки Помпей ведутся до сих пор, и в ближайшие десятилетия вряд ли завершатся. В 1980 г. Помпеи пережили сильнейшее землетрясение, после которого все силы были брошены на устранение новых разрушений. В 90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в. основной задачей археологов является сохранение и научная реставрация наследия предыдущих исследователей. Осуществляется и другая, не менее важная цель – популяризация итогов изучения этого памятника с помощью различных культурных проектов. В 90-х гг. начаты раскопки Дома Непорочных Влюбленных и Дома Летнего Триклиния.
При столь долгой истории изучения Помпей надо отметить, что целостной картины истории этого города до сих пор не создано. Однако определенные успехи историками и археологами достигнуты.
По сведениям античного географа Страбона (ок. 64-63 гг. до н.э. – ок. 20 г. н.э.) первоначально область Помпей населяли племена осков. Затем здесь проживали этруски и пеласги, а после них самниты («География», V, 4, 3). Это же подтверждают и археологические раскопки. Именно осков следует считать основателями города. Об этом говорят древнейшие надписи на окском языке, найденные в Помпеях. Под пеласгами же, скорее всего, Страбон подразумевал греческих колонистов, появившихся здесь в VIII в. до н.э. К этому периоду относятся сохранившиеся фрагменты храма Аполлона (VII в. до н.э.), ранние городские стены и остатки ворот в VI районе (VI в. до н.э.).
Одна из легенд приписывала основание города самому Геркулесу, связывая название с греческим словом «помпа» - процессия, с помощью которой герой отпраздновал свою победу над трехглавым великаном Герионом. По наиболее широко распространенной версии этимология названия города Помпеи восходит к оcкскому "pumpe". Само слово pumpe - числительное, "пять", что в отношении к городу означало его деление на пять частей – округов-общностей. Название "Помпеи" известно с VI в. до н.э. и свидетельствует, скорее всего, о том, что город возник в результате слияния нескольких небольших соседних поселений.
Страбон так описывал Помпеи и Кампанию в целом. «Это самая благодатная равнина из всех… Доказательством плодородия Кампании является то, что здесь растут прекрасные хлеба, именно пшеница, из которой изготовляют крупу лучшего качества, чем любой сорт риса, и почти всякое мучное блюдо… Более того, оттуда же римляне получают наилучшие вина: фалернское, статанское и каленское… Богата маслинами и вся область около Венафра, которая граничит с равнинами… Пристанью для Нолы, Нукерии и Ахерр…служит Помпея на реке Сарне, по которой ввозят товары в глубь страны и вывозят их к морю. Над этими местностями возвышается гора Везувий, покрытая вокруг, кроме вершины, прекрасными загородными усадьбами» («География», V, 4, 3, 8).
Со второй половины V в. до н.э. почти вся Кампания, в том числе и Помпеи, была заселена италийскими племенами. Из-за своей роли порта и перевалочного пункта Помпеи впервые упоминались римским историком Титом Ливием (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.) в связи с событиями 2-й Самнитской войны, проходившей в конце IV – III вв. до н.э. (Тит Ливий IX, 38, 2-3). Вскоре после этих событий город попал в сферу римского влияния. Но окончательно римскими Помпеи стали только с 80 г. до н.э. В это время, после завершения гражданской войны между Марием и Суллой, в городе была размещена военная колония. Это автоматически давало городу статус римской колонии.
В I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне.
В этот период, только три эпизода нарушили мирную жизнь города. Помпейцы, желая вернуть себе права, которых они лишились в пользу колонистов, судя по источникам, в 60-гг. до н.э. принимали участие в неудачном заговоре Катилины, пытавшегося захватить власть в Риме. При Нероне в 59 г. н.э. по сведениям Тацита (ок. 55 – ок. 120 гг. н.э.) в амфитеатре во время гладиаторских боев разыгралась кровавое побоище между помпейцами и жителями города Нуцерии, которые издавна питали неприязнь друг к другу («Анналы», XIV, 17). В результате этого было много убитых и раненых, и император запретил на 10 лет гладиаторские игры в Помпеях.
Но этому запрету полностью не суждено было осуществиться, всего через три года - 5 февраля 62 г. н.э. в южной Кампании произошло разрушительное землетрясение, эпицентр которого находился в Помпеях. Город был полностью разрушен. Об этом бедствии писал философ и писатель Луций Анней Сенека Младший (ок. 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.): «Рассказывают еще такие подробности: целиком погибло стадо из шестисот овец; статуи раскалывались пополам; когда все кончилось, встречали людей, тронувшихся умом и бродивших не в себе, куда глаза глядят» («Естественнонаучные вопросы», VI, I, 3).
Последние 17 лет жители города активно восстанавливали разрушенные и даже закладывали новые здания. Одну из самых крупных построек Помпей после землетрясения - Центральные термы - так и не успели завершить к 79 г. н.э. Во многих домах археологи обнаружили следы реконструкций, косметического ремонта, обновления росписей и мозаик. Всё указывало на то, что жители Помпей, несмотря на жестокий удар природы, Везувий в дальнейших планах на жизнь в расчет не брали.
Но в 79 г. н.э. дремавший доселе Везувий проснулся и обрушил на близлежащие города пепел и камни. Извержение застало жителей Помпей врасплох. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. Благодаря письмам Плиния Младшего до наших дней дошло описание очевидца тех событий: «Уже первый час дня (ок. 6-7 часов утра - авт.), а свет неверный, словно больной. Дома вокруг трясет; на открытой узкой площадке очень страшно; вот-вот они рухнут… Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили!... Мы видели как море отходит назад; земля сотрясаясь, как бы отталкивала его… С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзлась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими» (Письма Плиния Младшего, VI, 20, 6).
После извержения Помпеи были осмотрены комиссией, которая пришла к выводу о том, что город не подлежит восстановлению. Оставшиеся в живых жители еще некоторое время ходили по руинам, в поисках сохранившегося имущества, но вскоре разрушенные и погребенные под пеплом Помпеи были покинуты окончательно.
Столь внезапная окончательная гибель города превратила Помпеи в самый сохранившийся античный город. Благодаря уцелевшей обстановке домов и лавок, росписям и утвари этот памятник стал ценнейшим источником по истории духовной и материальной культуре Римской империи. Находки из Помпей, которые обнаружены в хорошо датированных комплексах, имеют огромное значение и для изучения античных и варварских памятников, исследуемых в Северном Причерноморье.
В настоящее время археологами открыто 3/5 городских кварталов и нет никаких сомнений, что дальнейшее изучение этого уникального памятника принесет еще не одно яркое открытие.
Джузеппе Фиорелли, руководивший раскопками Помпей в 1863-1875 г., разработал систему нумерации помпейских зданий. Город делился на 9 районов, пронумерованных против часовой стрелки. Каждый район (regio) состоит из кварталов-инсул (insula). Эта схема до настоящего времени облегчает нумерацию в городе, но не соответствует действительному положению вещей в древних Помпеях.
В прошлом Помпеи были разделены на пять округов-общностей, получивших свои названия по городским воротам, находившимся на их территории. «Люди, живущие близ форума» - «Forenses» - обитали в округе, расположенном в первоначальном ядре городского поселения, районе «старого города» (современный regio VIII). Другие округа-общности названы: «Соляные» («Salienses») (regio VI и VII), «Кампанские» («Campaniienses») (regio IV и V), «Урбуланские» («Urbulanenses») (regio IX, III и IV). Название пятого, последнего округа, до нас не дошло (region I и II). Каждый округ-общность имел свои праздники, выборные должности и характерные экономические и коммерческие особенности.
Помпеи, насчитывающие около 20000 жителей, имели типичную топографию древнеримского города, где дороги, идущие с востока на запад («декуманус») и дороги, идущие с севера на юг («кардо»), – главные артерии города, пересекаются под прямым углом. Главный «декуманус» - улица Нола и важнейший «кардо» - улица Стабий составляли основную ось города. Почти параллельно этим улицам тянутся две боковые: улица Изобилия, ставшая новым «декуманусом» города и улица Форума, построенная параллельно улице Стабий, и составляющая второй «кардо». Эти две улицы вместе с территорией большого гражданского Форума служили центром политической и хозяйственной жизни города.
Два важнейших перекрестка четырех дорог («квадривиума») – квадривиум Орфео и квадривиум Олконио, обозначали места, где соединялись ведущие артерии города. Вокруг них была построена сеть улиц, предназначенных для установления границ застроек – инсул (кварталов).
Город имел прямоугольный план, был обнесен крепостной стеной в форме эллипса. В крепостной стене находились городские ворота: Морские, Геркуланские, Везувианские, Нуцерийские, Капуанские и Сарнские. Самой древней частью города являлся треугольный Форум. Новый Форум был построен недалеко от Морских ворот.
На окраине города были построены театр, амфитеатр и стадион. В различных точках города располагались термы. За каждыми воротами находились обширные участки земель, отведенные под некрополи.
Храмы города сосредоточены в зоне Форумов и по своей конструкции повторяют традиционные греческие. По всему городу находились лавки и мастерские. Самые многочисленные – мастерские по производству сукна, основной статье доходов городских ремесленников. Многочисленны также питейные заведения («термополии»), где разливали вино. Как правило, лавки являлись пристройками к жилым помещениям их владельцев. На зданиях находились вывески магазинов, на которых было написано имя владельца и род деятельности лавки. Рядом с зернохранилищами были найдены печи и мельницы. Для приезжих существовали гостиницы или сдавались в аренду помещения. В городе было много игорных домов и домов терпимости (лупанариев). Улицы имели высокие тротуары с переходами на перекрестках.
У каждого здания была собственная цистерна, вода в которую поступала со ската крыши. Канализаций в городе было очень мало и почти все они обслуживали лишь общественные уборные. В домах были вырыты колодцы.
Самое ценное открытие в Помпеях – дома. Они представляют собой уникальную антологию особняков (домус) с IV в. до н.э. по I в. н.э. В Помпеях представлены все типы древнеримских домов. Вот, что пишет Витрувий о правилах устройства помещений в доме: «После расположения помещений по сторонам света надо перейти к рассмотрению тех правил, на основании которых в частных домах следует строить личные комнаты для хозяев, а также общие для них и для посторонних. Ибо в личные комнаты нельзя входить всем, а только приглашенным; таковы спальни, столовые, бани и другие подобного же назначения покои. Общие же - это те, куда имеют право входить любые люди, даже и незваные, то есть вестибулы, кавэдиумы, перистили и другие, могущие служить для подобных же целей. Поэтому людям среднего состояния нет нужды ни в великолепных вестибулах, ни в таблинумах и атриумах, так как они сами ходят к другим для оказания услуг, а не к ним ходят другие» ("Десять книг об архитектуре", VI, 5).
Типичный дом в Помпеях, независимо от своих размеров, имеет обычно прямоугольную форму. С наружной стороны почти нет окон, поэтому все помещения выходят во внутренний двор. Через переднюю или вестибюль, нередко закрывающийся деревянной дверью, можно было войти в атриум – центральный зал, ядро дома. Он находился под покатым навесом (комплувиум) и был открыт таким образом, чтобы дождевая вода стекала прямо в имплувиум – бассейн в центре. Атриум с отверстием в крыше являлся световым колодцем для всех окружающих его комнат, лишенных, как правило, окон. Атриум был окружен комнатами-спальнями – кубикулами, где жили члены семьи. Далее следовал таблинум – зал для собраний и приемов и триклиний - обеденный зал с тремя особыми диванами вокруг стола. За домом обычно находился внутренний дворик с садом, окруженный колоннадой - перистилем. Между атриумом и перистилем размещалось самое священное для семьи помещение – таблиний. К задней стороне дома примыкали кухни и склады. К домам пристраивались лавки, в которых проходила трудовая деятельность хозяина. В задней части и наверху размещались квартиры, которые были связаны с остальными частями дома через лестницы и балконы.
Эта система была настолько удобной, что римляне не изменяют ее на протяжении сотен лет. Они лишь пышно декорируют дом и дополняют его новыми бытовыми помещениями. Со временем дома становятся все больше и больше, их площадь увеличивается почти в два раза. Так, в атриуме появляются четыре колонны – тетрастиль. Внутренние садики украшаются фонтанами, мраморными скульптурами и цветниками. Постепенно появляются помещения для отдыха, женская половина, помещения для прислуги, а также частные бани. Широко распространены вторые этажи для размещения дополнительных комнат и бытовых помещений. Одновременно особое внимание уделялось украшению жилищ различными фресками, мозаиками и декорациями.
До открытия Помпей сведения о римской живописи были неполными. О ней можно было судить по отдельным фрагментированным образцам фресок, которые иногда обнаруживались в ходе раскопок. Открытие Помпей, города с богатым художественным наследием, позволило пересмотреть историю римского искусства. Научные исследования, в первую очередь немецкого археолога и историка искусства Августа Мау (1840-1909), позволили классифицировать системы декорирования жилых домов и общественных зданий и выделить четыре «стиля» живописи.
Первый «стиль», называемый также «инкрустационным» или «структурным» (200-80 гг. до н.э.) характеризуется изображениями «рустованной» кладки или мраморной облицовки стен с рельефной поверхностью. Часто облицовка имитировалась лепкой архитектурных деталей из штукатурки. Такое оформление дома придавало ему строгий и благородный вид. Образцы этого «стиля» известны в Доме Фавна и Доме Саллюстия.
Второй «стиль», «архитектурно-перспективный» (80 г. до н.э. – 15 г. н.э.). Здесь архитектурные элементы изображались росписью, рельеф отсутствует. Живопись этого стиля воспроизводила колоннады, арки, различные конструкции в перспективе. С развитием «стиля» художники создают в помещениях иллюзию объема и уходящего в даль пространства, вводят в композицию фигуры людей, часто используя мифологические сюжеты. Многие росписи являются повторением прославленных произведений греческой и эллинистической живописи. Лучшим примером такой живописи является «дионисийский цикл» Виллы Мистерий, а также росписи в Доме Лабиринта, Доме Серебряной Свадьбы, Доме Юлия Полибия.
Третий «стиль», «орнаментальный» или «египтизированный» (15 г. н.э. – 62 г. н.э.) связан с предыдущим, но при этом утратил иллюзорную перспективу. Для него характерны симметрические орнаментальные композиции, включающие мифологические сцены и пейзажи. В орнаментах появляются египетские мотивы - цветки лотоса, египетские боги и сфинксы, что было связано с культурным влиянием Египта. Прекрасные образцы этого стиля известны из Дома Марка Лукреция Фронтона и Дома с Театральными Картинами.
Четвертый «стиль», появление которого относится к 62-63 гг. н.э., имеет несколько названий - «иллюзорный», «фантастический», «перспективно-орнаментальный». Здесь изображаются преимущественно фантастические архитектурные построения, которые перегружаются орнаментальными элементами. Изображения становятся пышнее, помпезнее, создаются великолепные картины на мифологические темы. Примеры живописи этого стиля можно встретить в роскошных аристократических усадьбах – Доме Веттиев, Доме Мелеагра, Доме Поэта-трагика, Доме Лорея Тибуртина.
Мозаичные декорации также широко использовались для украшения домов помпейцев. Самые древние мозаики составлены из грубо обработанных кусочков. Позднее композиции становятся более сложными, расширяется цветовой спектр, используемые материалы становятся более ценными. Сначала рисунок мозаики, которую часто использовали для украшения полов, представляет собой простое изображение геометрических фигур. Впоследствии мозаики часто повторяют произведения живописи.
Известны такие прекрасные образцы мозаик, как изображения цепного пса («cave canem», - остерегайся собаки), встречающие посетителей на порогах домов. Знаменита великолепная мозаичная картина, изображающая битву Александра Македонского и Дария из Национального археологического музея Неаполя. Эта замечательная мозаика, найденная в Доме Фавна, захватывает зрителя экспрессией образов и умелым построением батальной сцены.
Фрески, мозаики, скульптура, сады и фонтаны – все это служило в Помпеях для украшения богатых вилл, портиков и садов – «…всего того, чего желал бы каждый» (Плиний), воплощало римский идеал аристократической жизни – жизни на вилле.
http://campaniapro.ru/projects/75-pogreb-gorod.html
Неделя Неаполитанской культуры в Москве
URL записи16 июня 2010 г. -15 августа 2010 г.
В Историческом музее состоится открытие выставки ПОМПЕИ. ТАЙНЫ ПОГРЕБЕННОГО ГОРОДА. Из собрания Национального археологического музея Неаполя.
Уникальная возможность познакомиться с различными сторонами жизни населения городов области Везувия, уничтоженных 24 августа 79 года нашей эры извержением вулкана. Большую часть экспонатов выставки составляют предметы, найденные при раскопках XVII-XVIII веков в г. Помпеи – одном из наиболее значительных памятников античной эпохи в мире.
Впервые в России будут показаны уникальные экспонаты, происходящие из Помпей и из близлежащих римских городов, разделивших печальную участь погребенного города – Геркуланума, Стабии, Боскореале.
http://www.shm.ru/ev69568.html
Г. А. Ломтадзе, К. Б. Фирсов
В 1748 г. в 22 км юго-западнее Неаполя в местечке Чивита военный инженер Роке Хоакино де Алькубьерре, до этого руководивший исследованиями Геркуланума, начал раскопки еще одного античного поселения. Он был уверен, что на этом месте находились, известные по древним письменным свидетельствам, римские Стабии, а нашел один из наиболее известных и посещаемыхна сегодняшний день археологических памятников античной эпохи – Помпеи (хотя еще в 1592-1600 годах при рытье подземных тоннелей в этих местах было найдено несколько надписей и одна из них содержала два прекрасно сохранившихся слова "decurio pompeis").
Собственно, целью Алькубьерре являлось не открытие миру древнего города, а пополнение личной коллекции древностей неаполитанского короля. Надо отметить, что система раскопок того времени с точки зрения современной науки была варварской. Поскольку основной задачей являлось добытие ценных артефактов, в лаве пробивались тоннели и, если в них ценных находок не встречалось, место раскопок забрасывалось. Настенные росписи и мозаики снимали и отправляли в Неаполь, а место их находки засыпали (подобные методы раскопок были запрещены впоследствии неаполитанским королем Карлом III под нажимом видных европейских ученых и просветителей).
читать дальше
Находки не слишком радовали Алькубьерре и он вернулся в Геркуланум, прекратив раскопки Помпей. В Помпеи же исследователи вернулись только в 1755 г.В 1759 году регентом Королевства Обеих Сицилий стал Фердинанд IV, и с подачи его супруги Марии Каролины работы в Помпеях вышли на качественно новый уровень. Теперь исследователи старались открывать здания последовательно и насколько возможно полно, «не нужные» артефакты не уничтожались, а оставались на месте находки. Появились проекты превращения мертвого города в музей под открытым небом. Однако название найденного города все еще оставалось под вопросом.
И только в 1763 году у некрополя Геркуланских ворот был найден столб с надписью: "По приказу императора Цезаря Веспасиана Августа трибун Тит Сведий Клеменс, проведя расследования и проверив размеры, вернул городу Помпеям общественную землю, занятую частными лицами". Впоследствии подобные столбы были найдены и в других частях города.
Хотя в те времена информация о работах в Помпеях и Геркулануме публиковалась крайне редко и была неполной, появление в конце XVIII века внушительного тома "Gli Ornati delle pareti e i pavimenti delle stanze dell'antica Pompei", где фрески были представлены в их оригинальном декоративном контексте, свидетельствовало о начале нового подхода к раскопкам.
Еще одной важнейшей вехой в изучении Помпей являлось передача в 1777 г. здания дворца «Королевских исследований Бурбонов» для размещения королевских архивов и коллекции древностей. С этого момента музейные работники старались собирать материалы раскопок древних городов области Везувия и частных коллекций. С 1860 г. после объединения Италии музей стал государственным и получил статус национального. Значительно расширив свои площади и пополнив коллекции, он превратился в один из крупнейших современных археологических музеев мира – Национальный археологический музей Неаполя.
Среди экспонатов стоит упомянуть шедевры, поступившие в музей из римских Терм Каракаллы (Фарнезский Геркулес), а также коллекции Медичи. Ядром собрания являются картины из Помпей, Геркуланума и Стабий, скульптуры, бронзовые изделия, сосуды и вазы из Лукки, Апулии и Кампании.
С приходом в 1860 г. к руководству раскопками Джузеппе Фиорелли, в раскопочный процесс начали внедряться новые, наиболее прогрессивные на тот момент научные методы археологических исследований. Был составлен новый план города, территория была поделена на районы, появилась единая нумерация домов и кварталов, существующая по сей день. Переломным моментом для сохранения облика древнего города было решение оставлять найденные росписи стен на месте, а не отправлять в музей как это было раньше. Для сохранения росписей были разработаны новые методы раскопок, стены зданий стали перекрывать сводами. В это же время начали применять и новый метод реконструкции останков: от тел погибших горожан и деревянных предметов в слое затвердевшего пепла остались полости, в которые заливался гипс, точно повторявший контуры предметов и тел.
Вопреки частому заблуждению, раскопки Помпей ведутся до сих пор, и в ближайшие десятилетия вряд ли завершатся. В 1980 г. Помпеи пережили сильнейшее землетрясение, после которого все силы были брошены на устранение новых разрушений. В 90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в. основной задачей археологов является сохранение и научная реставрация наследия предыдущих исследователей. Осуществляется и другая, не менее важная цель – популяризация итогов изучения этого памятника с помощью различных культурных проектов. В 90-х гг. начаты раскопки Дома Непорочных Влюбленных и Дома Летнего Триклиния.
При столь долгой истории изучения Помпей надо отметить, что целостной картины истории этого города до сих пор не создано. Однако определенные успехи историками и археологами достигнуты.
По сведениям античного географа Страбона (ок. 64-63 гг. до н.э. – ок. 20 г. н.э.) первоначально область Помпей населяли племена осков. Затем здесь проживали этруски и пеласги, а после них самниты («География», V, 4, 3). Это же подтверждают и археологические раскопки. Именно осков следует считать основателями города. Об этом говорят древнейшие надписи на окском языке, найденные в Помпеях. Под пеласгами же, скорее всего, Страбон подразумевал греческих колонистов, появившихся здесь в VIII в. до н.э. К этому периоду относятся сохранившиеся фрагменты храма Аполлона (VII в. до н.э.), ранние городские стены и остатки ворот в VI районе (VI в. до н.э.).
Одна из легенд приписывала основание города самому Геркулесу, связывая название с греческим словом «помпа» - процессия, с помощью которой герой отпраздновал свою победу над трехглавым великаном Герионом. По наиболее широко распространенной версии этимология названия города Помпеи восходит к оcкскому "pumpe". Само слово pumpe - числительное, "пять", что в отношении к городу означало его деление на пять частей – округов-общностей. Название "Помпеи" известно с VI в. до н.э. и свидетельствует, скорее всего, о том, что город возник в результате слияния нескольких небольших соседних поселений.
Страбон так описывал Помпеи и Кампанию в целом. «Это самая благодатная равнина из всех… Доказательством плодородия Кампании является то, что здесь растут прекрасные хлеба, именно пшеница, из которой изготовляют крупу лучшего качества, чем любой сорт риса, и почти всякое мучное блюдо… Более того, оттуда же римляне получают наилучшие вина: фалернское, статанское и каленское… Богата маслинами и вся область около Венафра, которая граничит с равнинами… Пристанью для Нолы, Нукерии и Ахерр…служит Помпея на реке Сарне, по которой ввозят товары в глубь страны и вывозят их к морю. Над этими местностями возвышается гора Везувий, покрытая вокруг, кроме вершины, прекрасными загородными усадьбами» («География», V, 4, 3, 8).
Со второй половины V в. до н.э. почти вся Кампания, в том числе и Помпеи, была заселена италийскими племенами. Из-за своей роли порта и перевалочного пункта Помпеи впервые упоминались римским историком Титом Ливием (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.) в связи с событиями 2-й Самнитской войны, проходившей в конце IV – III вв. до н.э. (Тит Ливий IX, 38, 2-3). Вскоре после этих событий город попал в сферу римского влияния. Но окончательно римскими Помпеи стали только с 80 г. до н.э. В это время, после завершения гражданской войны между Марием и Суллой, в городе была размещена военная колония. Это автоматически давало городу статус римской колонии.
В I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне.
В этот период, только три эпизода нарушили мирную жизнь города. Помпейцы, желая вернуть себе права, которых они лишились в пользу колонистов, судя по источникам, в 60-гг. до н.э. принимали участие в неудачном заговоре Катилины, пытавшегося захватить власть в Риме. При Нероне в 59 г. н.э. по сведениям Тацита (ок. 55 – ок. 120 гг. н.э.) в амфитеатре во время гладиаторских боев разыгралась кровавое побоище между помпейцами и жителями города Нуцерии, которые издавна питали неприязнь друг к другу («Анналы», XIV, 17). В результате этого было много убитых и раненых, и император запретил на 10 лет гладиаторские игры в Помпеях.
Но этому запрету полностью не суждено было осуществиться, всего через три года - 5 февраля 62 г. н.э. в южной Кампании произошло разрушительное землетрясение, эпицентр которого находился в Помпеях. Город был полностью разрушен. Об этом бедствии писал философ и писатель Луций Анней Сенека Младший (ок. 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.): «Рассказывают еще такие подробности: целиком погибло стадо из шестисот овец; статуи раскалывались пополам; когда все кончилось, встречали людей, тронувшихся умом и бродивших не в себе, куда глаза глядят» («Естественнонаучные вопросы», VI, I, 3).
Последние 17 лет жители города активно восстанавливали разрушенные и даже закладывали новые здания. Одну из самых крупных построек Помпей после землетрясения - Центральные термы - так и не успели завершить к 79 г. н.э. Во многих домах археологи обнаружили следы реконструкций, косметического ремонта, обновления росписей и мозаик. Всё указывало на то, что жители Помпей, несмотря на жестокий удар природы, Везувий в дальнейших планах на жизнь в расчет не брали.
Но в 79 г. н.э. дремавший доселе Везувий проснулся и обрушил на близлежащие города пепел и камни. Извержение застало жителей Помпей врасплох. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. Благодаря письмам Плиния Младшего до наших дней дошло описание очевидца тех событий: «Уже первый час дня (ок. 6-7 часов утра - авт.), а свет неверный, словно больной. Дома вокруг трясет; на открытой узкой площадке очень страшно; вот-вот они рухнут… Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили!... Мы видели как море отходит назад; земля сотрясаясь, как бы отталкивала его… С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзлась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими» (Письма Плиния Младшего, VI, 20, 6).
После извержения Помпеи были осмотрены комиссией, которая пришла к выводу о том, что город не подлежит восстановлению. Оставшиеся в живых жители еще некоторое время ходили по руинам, в поисках сохранившегося имущества, но вскоре разрушенные и погребенные под пеплом Помпеи были покинуты окончательно.
Столь внезапная окончательная гибель города превратила Помпеи в самый сохранившийся античный город. Благодаря уцелевшей обстановке домов и лавок, росписям и утвари этот памятник стал ценнейшим источником по истории духовной и материальной культуре Римской империи. Находки из Помпей, которые обнаружены в хорошо датированных комплексах, имеют огромное значение и для изучения античных и варварских памятников, исследуемых в Северном Причерноморье.
В настоящее время археологами открыто 3/5 городских кварталов и нет никаких сомнений, что дальнейшее изучение этого уникального памятника принесет еще не одно яркое открытие.
Джузеппе Фиорелли, руководивший раскопками Помпей в 1863-1875 г., разработал систему нумерации помпейских зданий. Город делился на 9 районов, пронумерованных против часовой стрелки. Каждый район (regio) состоит из кварталов-инсул (insula). Эта схема до настоящего времени облегчает нумерацию в городе, но не соответствует действительному положению вещей в древних Помпеях.
В прошлом Помпеи были разделены на пять округов-общностей, получивших свои названия по городским воротам, находившимся на их территории. «Люди, живущие близ форума» - «Forenses» - обитали в округе, расположенном в первоначальном ядре городского поселения, районе «старого города» (современный regio VIII). Другие округа-общности названы: «Соляные» («Salienses») (regio VI и VII), «Кампанские» («Campaniienses») (regio IV и V), «Урбуланские» («Urbulanenses») (regio IX, III и IV). Название пятого, последнего округа, до нас не дошло (region I и II). Каждый округ-общность имел свои праздники, выборные должности и характерные экономические и коммерческие особенности.
Помпеи, насчитывающие около 20000 жителей, имели типичную топографию древнеримского города, где дороги, идущие с востока на запад («декуманус») и дороги, идущие с севера на юг («кардо»), – главные артерии города, пересекаются под прямым углом. Главный «декуманус» - улица Нола и важнейший «кардо» - улица Стабий составляли основную ось города. Почти параллельно этим улицам тянутся две боковые: улица Изобилия, ставшая новым «декуманусом» города и улица Форума, построенная параллельно улице Стабий, и составляющая второй «кардо». Эти две улицы вместе с территорией большого гражданского Форума служили центром политической и хозяйственной жизни города.
Два важнейших перекрестка четырех дорог («квадривиума») – квадривиум Орфео и квадривиум Олконио, обозначали места, где соединялись ведущие артерии города. Вокруг них была построена сеть улиц, предназначенных для установления границ застроек – инсул (кварталов).
Город имел прямоугольный план, был обнесен крепостной стеной в форме эллипса. В крепостной стене находились городские ворота: Морские, Геркуланские, Везувианские, Нуцерийские, Капуанские и Сарнские. Самой древней частью города являлся треугольный Форум. Новый Форум был построен недалеко от Морских ворот.
На окраине города были построены театр, амфитеатр и стадион. В различных точках города располагались термы. За каждыми воротами находились обширные участки земель, отведенные под некрополи.
Храмы города сосредоточены в зоне Форумов и по своей конструкции повторяют традиционные греческие. По всему городу находились лавки и мастерские. Самые многочисленные – мастерские по производству сукна, основной статье доходов городских ремесленников. Многочисленны также питейные заведения («термополии»), где разливали вино. Как правило, лавки являлись пристройками к жилым помещениям их владельцев. На зданиях находились вывески магазинов, на которых было написано имя владельца и род деятельности лавки. Рядом с зернохранилищами были найдены печи и мельницы. Для приезжих существовали гостиницы или сдавались в аренду помещения. В городе было много игорных домов и домов терпимости (лупанариев). Улицы имели высокие тротуары с переходами на перекрестках.
У каждого здания была собственная цистерна, вода в которую поступала со ската крыши. Канализаций в городе было очень мало и почти все они обслуживали лишь общественные уборные. В домах были вырыты колодцы.
Самое ценное открытие в Помпеях – дома. Они представляют собой уникальную антологию особняков (домус) с IV в. до н.э. по I в. н.э. В Помпеях представлены все типы древнеримских домов. Вот, что пишет Витрувий о правилах устройства помещений в доме: «После расположения помещений по сторонам света надо перейти к рассмотрению тех правил, на основании которых в частных домах следует строить личные комнаты для хозяев, а также общие для них и для посторонних. Ибо в личные комнаты нельзя входить всем, а только приглашенным; таковы спальни, столовые, бани и другие подобного же назначения покои. Общие же - это те, куда имеют право входить любые люди, даже и незваные, то есть вестибулы, кавэдиумы, перистили и другие, могущие служить для подобных же целей. Поэтому людям среднего состояния нет нужды ни в великолепных вестибулах, ни в таблинумах и атриумах, так как они сами ходят к другим для оказания услуг, а не к ним ходят другие» ("Десять книг об архитектуре", VI, 5).
Типичный дом в Помпеях, независимо от своих размеров, имеет обычно прямоугольную форму. С наружной стороны почти нет окон, поэтому все помещения выходят во внутренний двор. Через переднюю или вестибюль, нередко закрывающийся деревянной дверью, можно было войти в атриум – центральный зал, ядро дома. Он находился под покатым навесом (комплувиум) и был открыт таким образом, чтобы дождевая вода стекала прямо в имплувиум – бассейн в центре. Атриум с отверстием в крыше являлся световым колодцем для всех окружающих его комнат, лишенных, как правило, окон. Атриум был окружен комнатами-спальнями – кубикулами, где жили члены семьи. Далее следовал таблинум – зал для собраний и приемов и триклиний - обеденный зал с тремя особыми диванами вокруг стола. За домом обычно находился внутренний дворик с садом, окруженный колоннадой - перистилем. Между атриумом и перистилем размещалось самое священное для семьи помещение – таблиний. К задней стороне дома примыкали кухни и склады. К домам пристраивались лавки, в которых проходила трудовая деятельность хозяина. В задней части и наверху размещались квартиры, которые были связаны с остальными частями дома через лестницы и балконы.
Эта система была настолько удобной, что римляне не изменяют ее на протяжении сотен лет. Они лишь пышно декорируют дом и дополняют его новыми бытовыми помещениями. Со временем дома становятся все больше и больше, их площадь увеличивается почти в два раза. Так, в атриуме появляются четыре колонны – тетрастиль. Внутренние садики украшаются фонтанами, мраморными скульптурами и цветниками. Постепенно появляются помещения для отдыха, женская половина, помещения для прислуги, а также частные бани. Широко распространены вторые этажи для размещения дополнительных комнат и бытовых помещений. Одновременно особое внимание уделялось украшению жилищ различными фресками, мозаиками и декорациями.
До открытия Помпей сведения о римской живописи были неполными. О ней можно было судить по отдельным фрагментированным образцам фресок, которые иногда обнаруживались в ходе раскопок. Открытие Помпей, города с богатым художественным наследием, позволило пересмотреть историю римского искусства. Научные исследования, в первую очередь немецкого археолога и историка искусства Августа Мау (1840-1909), позволили классифицировать системы декорирования жилых домов и общественных зданий и выделить четыре «стиля» живописи.
Первый «стиль», называемый также «инкрустационным» или «структурным» (200-80 гг. до н.э.) характеризуется изображениями «рустованной» кладки или мраморной облицовки стен с рельефной поверхностью. Часто облицовка имитировалась лепкой архитектурных деталей из штукатурки. Такое оформление дома придавало ему строгий и благородный вид. Образцы этого «стиля» известны в Доме Фавна и Доме Саллюстия.
Второй «стиль», «архитектурно-перспективный» (80 г. до н.э. – 15 г. н.э.). Здесь архитектурные элементы изображались росписью, рельеф отсутствует. Живопись этого стиля воспроизводила колоннады, арки, различные конструкции в перспективе. С развитием «стиля» художники создают в помещениях иллюзию объема и уходящего в даль пространства, вводят в композицию фигуры людей, часто используя мифологические сюжеты. Многие росписи являются повторением прославленных произведений греческой и эллинистической живописи. Лучшим примером такой живописи является «дионисийский цикл» Виллы Мистерий, а также росписи в Доме Лабиринта, Доме Серебряной Свадьбы, Доме Юлия Полибия.
Третий «стиль», «орнаментальный» или «египтизированный» (15 г. н.э. – 62 г. н.э.) связан с предыдущим, но при этом утратил иллюзорную перспективу. Для него характерны симметрические орнаментальные композиции, включающие мифологические сцены и пейзажи. В орнаментах появляются египетские мотивы - цветки лотоса, египетские боги и сфинксы, что было связано с культурным влиянием Египта. Прекрасные образцы этого стиля известны из Дома Марка Лукреция Фронтона и Дома с Театральными Картинами.
Четвертый «стиль», появление которого относится к 62-63 гг. н.э., имеет несколько названий - «иллюзорный», «фантастический», «перспективно-орнаментальный». Здесь изображаются преимущественно фантастические архитектурные построения, которые перегружаются орнаментальными элементами. Изображения становятся пышнее, помпезнее, создаются великолепные картины на мифологические темы. Примеры живописи этого стиля можно встретить в роскошных аристократических усадьбах – Доме Веттиев, Доме Мелеагра, Доме Поэта-трагика, Доме Лорея Тибуртина.
Мозаичные декорации также широко использовались для украшения домов помпейцев. Самые древние мозаики составлены из грубо обработанных кусочков. Позднее композиции становятся более сложными, расширяется цветовой спектр, используемые материалы становятся более ценными. Сначала рисунок мозаики, которую часто использовали для украшения полов, представляет собой простое изображение геометрических фигур. Впоследствии мозаики часто повторяют произведения живописи.
Известны такие прекрасные образцы мозаик, как изображения цепного пса («cave canem», - остерегайся собаки), встречающие посетителей на порогах домов. Знаменита великолепная мозаичная картина, изображающая битву Александра Македонского и Дария из Национального археологического музея Неаполя. Эта замечательная мозаика, найденная в Доме Фавна, захватывает зрителя экспрессией образов и умелым построением батальной сцены.
Фрески, мозаики, скульптура, сады и фонтаны – все это служило в Помпеях для украшения богатых вилл, портиков и садов – «…всего того, чего желал бы каждый» (Плиний), воплощало римский идеал аристократической жизни – жизни на вилле.
http://campaniapro.ru/projects/75-pogreb-gorod.html
Неделя Неаполитанской культуры в Москве