Cogito, ergo sum.
Все смотрят «Хоббита», и большинству нравится. Из моей ф-ленты не в восторге пока только Олешер и Прохожий, да и то это именно не восторг, а не отторжение и отплевывание. Я пока не видела и вообще сижу дома с работищей и каким-то вирусом, но кинооживление меня тоже захватило.

О главных книгах в своей жизни я недавно написала, а тут вспомнились поразившие меня фильмы. По натуре я человек больше читающий и слушающий, чем смотрящий, соответственно кино лично для меня (что бы там ни говорил В.И.Ленин) важнейшим искусством не является. Разумеется, мне нравятся многое. Я понимаю, что есть великое кино и отдаю ему (в меру сил и вкусов) должное. Кроме великих есть и просто хорошие, интересные, своевременные фильмы, их список огромен, я же ограничусь перечислением лент, в свое время меня потрясших. Их всего четыре, и три из них я увидела в нужное время, раньше или позже подобного эффекта бы не было. Четвертая же… О ней позже.

«Триста спартанцев».


Я еще в школу не ходила, когда увидела его на большом экране. Красные плащи, затмевающие солнце стрелы, разом опускающиеся навстречу врагу копья… В мои неполные шесть это стало откровением, первым шагом к Гомеру и Плутарху. Моя любовь к эллинской культуре со всеми вытекающими тянется от этой голливудской ленты. «Красное на красном» и «Геката» тоже по большому счету оттуда.
Пересматривала несколько раз, последний – совсем недавно. Теперь ясно вижу и то, что «было не так», и то, «чего не может быть», и все равно в душе что-то отзывается.

Сказание о Сиявуше.
Этот фильм открыл для меня восток. Загадочный, чужой, невероятно красивый, жестокий, мудрый, древний. «Шахнаме» надолго водворилась на столе, затем к ней прибавилось «За семью печатями» и другие уже научно-популярные книги. От истории царевича Сиявуша - к истории князя Диваштича (я все же привыкла к такому написанию). Убить себя, поняв, что ты причина войны. Сдаться врагу, чтобы не тронули твой народ…
Пересматривала совсем недавно. Красиво. Четко. Логично. Нет, не потрясает, но как же на этом фоне убог тот же «Волкодав». Увы, кадров в приличном качестве не нашлось.


«Графиня де Монсоро». Французская.
Посчастливилось увидеть именно тогда, когда отроковицам нужно показывать красивые фильмы о красивой любви. На всю жизнь осталось впечатление чего-то ослепительно-прекрасного, того, о чем поет Высоцкий уже в другой экранизации, от которой в памяти только баллады и уцелели.
Для меня до сих пор нет другой Дианы и другого Бюсси, наш фильм при всей его роскоши я в «любовной» части так и не приняла. Мало того, в книге читаю и перечитываю исключительно политику. И вообще Дюма не прав, и история не права, всё кончилось, как в кино. Надеждой.
Пересмотрела этим летом, вспомнила себя прежнюю, поностальгировала… И поздравила себя с тем, что в мои пятнадцать увидела это, а не нынешние, гм, эквиваленты.


«Неподсуден».
Смотрела в кинотеатре повторного фильма, кажется, на четвертом курсе. Заработала шок, сопоставимый с тем, что был от книг Джозефины Тей. Собственно, красная линия фильма та же. Человек и клевета. Человек и невозможность защитить свою репутацию. Человек и те, кто поверил клевете, и кто не поверил.
… А начиналось все хорошо и просто, как подснежник. Трое друзей-летчиков, случайная встреча с девушкой, любовь… И авария. Из горящего самолета радист выпрыгнул, не дождавшись приказа, второй пилот – по приказу командира. Командир погиб, осталось двое. Слово против слова, только первое слово сказал успевший раньше трус. Дальше было всякое, но через шестнадцать лет судьба вновь их свела на борту пассажирского самолета. Пилота Егорова и трех пассажиров: бывшего радиста с сыном и женой. Той самой девушкой из поезда.
Черно-белая лента, никаких эффектов, никакого, как нынче говорят экшна, но «как он играет! Боги, как он играет!» (С) То есть они - Олег Стриженов и Леонид Куравлев. Крупные планы, молчание, поединок взглядов. Трус, в конце концов, не выдерживает и признается. Тоже трусливо, с самооправданием, куда ж без этого.
Пересматриваю нечасто, потому что бьет по нервам, будто впервые.


Ну и откровенность за откровенность. :) Какие фильмы и когда потрясали вас?

Комментарии
24.12.2012 в 02:30

Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
Я поклялась не писать отзывов на "Хоббита", потому что их пишут все, а я ненавижу флэшмобы. Но, если угодно, я в сильном "невосторге". Малый голливудский набор для снятия блокбастера (и ОДНИ И ТЕ ЖЕ, черт бы вас всех побрал, выразительные средства для передачи отдельных классических моментов, как то: плачущий ребенок и брошенная в грязь игрушка) плохо сочетаются у меня в мозгах с остроумной историей, которая не нуждается в наносном юморе уровня "Пиратов Карибского моря" (сами по себе они вовсе не плохи, но не из той оперы).

Что до фильмов, повлиявших на... я тоже существо книжное, увы. Мне всегда хватало собственного больного воображения.
24.12.2012 в 02:51

А для меня голливудский фильм "Приключения Одиссея" стал моим открытием Греции, во многом еще потому, что я смотрел его совсем ребенком и еще не знал всей истории. Но это был фильм о настоящем мужчине. О храбрости, стойкости и находчивости. а еще потому, что в конце наказывают этих наглых и самоуверенных женихов, потому что они и все, что они творили, - абсолютное чистое зло. Сейчас его пересматривать уже немного не то.
"Волшебная лампа Алладина", там много всего вечного и снято красиво, даже для нонешнего времени, но в первую очередь за две фразы и сцены: когда Алладин впервые увидел Будур и сказал, что ему не жалко своей головы, и вторая: "Так ты друг или раб?" И последняя важнее - выбор ты делаешь сам и только сам, а слишком дорогая плата за выбор -не оправдание для трусости и подлости.
24.12.2012 в 03:19

"Паук великолепно проводил время. Он никогда не работал в офисе. Он вообще никогда не работал" (с) Нил Гейман, "Дети Ананси"
У меня в основном потрясающие ужасы будут. Не то, что называется "хоррор" - а ужасы. Которые жизненные.

Меня обычно художественные фильмы не особенно потрясают, ибо оно так или иначе все же придуманная история - пусть и в некоторых случаях максимально приближенная к реальности. Но уж если про кино в целом - первое потрясение в 10 лет - "Обыкновенный фашизм" Ромма - ибо документалистика. Я пребывал не то чтобы в ужасе, но в глобальном изумлении - а те, кто все это сделали, они вообще люди, или не очень? Потрясло само наличие в мире такого откормленного и специально культивированного человеконенавистничества. Вопрос от 10-летнего ребенка - "Мам, а они вообще нормальные были, чтобы такое творить?" - сам за себя говорит, кажется.
Далее все же художественное - "Реквием по мечте". Дал после определенного опыта жесткое понимание, в какое болото я мог бы обрушиться по молодости и глупости - а еще была бешеная ярость и безумная жалость к пожилой наивной женщине, которую фактически убили, обманув и пообещав ей исполнение ее мечты.
Третье, что потрясло - российский фильм 91-го года с дивным названием "Людоед". Меня действительно потрясло, на какие жуткие жертвы люди способны, с одной стороны, решиться и обречь близких, а с другой стороны - принять их, чтобы донести до внешнего мира правду о том, что случилось в конкретное время в конкретном месте. Это правда жуть запредельная - но подумать было о чем.
24.12.2012 в 06:19

Хранитель равновесия
Подумал, подумал, и понял, что нет у меня фильмов, которые бы изменили мою жизнь. Есть просто фильмы, которые очень понравились (немного), которые просто понравились (очень много), и которые не понравились (не знаю сколько, ибо забываются сразу).

Фильмы, которые очень понравились, в основном из детства и ранней юности. В совсем детстве "Чапаева" мог смотреть сколько угодно и когда угодно. "Морозко" - очень радовался, что зло наказано. В школе - "Доживем до понедельника". "Белое солнце пустыни". "Карнавальная ночь" (у нас до сих пор в семье традиция - смотреть "Карнавальную ночь" в предновогодний вечер). "Щит и меч". Все гайдаевские комедии (что интересно, ибо я вообще-то к комедиям как жанру более чем равнодушен). Позже, в студенческие годы, "17 мгновений весны", если сериал подпадает под категорию "фильмы". Безусловно, "Укрощение огня".

Интересно: пытаюсь вспомнить любимые иностранные фильмы того периода и не могу. Жана Марэ помню, Алена Делона помню, что был по уши влюблен в Катрин Денев помню - а вот сами фильмы как-то подзабылись. Хотя тот с Катрин Денев и наследником австрийского престола был очень даже неплох :)

А вот из зрелого периода вспомнить почти нечего за исключением LOTR. Это тоже редчайшее исключение, которое я могу смотреть бесконечно.

Правда, российское (после 1991) кино я практически не знаю, а то, что видел - не впечатлило.
24.12.2012 в 07:51

Так давайте выпьем за то, что в галактике есть мы!
Из списка Геммы поддержу "300 спартанцев" и "Неподсуден".

Перервернувших... нет, пожалуй. Я тоже существо читающее. Но:

Всегда прилипал к телевизору, когда показывали киноэпопею "Освобождение".
При любой возможности пересматривал "Щит и меч".
"Неуловимые мстители" тоже не пропускал.
Очень в тему были "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" (как раз ходил во Дворец Пионеров, где пара эпизодов снималась).
Ну, и крайним по времени срывом крыши стали "Звёздные войны", старая трилогия.
24.12.2012 в 10:37

Мне можно. Я няшка.(с)
Такие фильмы, чтоб прямо потрясли?.. Наверное, я еще слишком мало жил и мало смотрел - хотя это означает всего лишь, что у меня еще все впереди. :) Но если по порядку, то первым будет "Вий". Вот тот, старый, с панночкой-Варлей. Я сдуру посмотрел его в неполные шесть лет и неделю боялся засыпать. С тех пор я сделал вывод, что очень не люблю ужастики, какими бы они ни были. Правда, потом появилось исключение в виде "Дракулы". Черно-белого, с Белой Лугоши. Из иностранных - неизгладимое впечатление произвели те же "300 спартанцев" и "Клеопатра", ну а потом... мда, солидарен с уважаемым Алькор - трилогия "Звездные войны" вынесла мозг, крышу и все, что могла вынести. И дело даже не в Харрисоне Форде И "Властелин Колец", хотя сначала я был искренне убежден, что буду шипеть и плеваться на фильм. :) Ну и... если говорить о полнометражных мультфильмах, то глобальное потрясение детства и юности - это "Король Лев" и "Принцесса Мононоке". Ибо... да, ибо впечатлился и над "Королем Львом" до сих пор рыдать умудряюсь.
А так я тоже по большей части книги читал. )))
24.12.2012 в 11:09

Брюс: "Но как сделать так, чтобы тебя любили, не нарушая при этом свободы воли?" Бог: "Когда узнаешь ответ - дай мне знать."
Донна Анна (Ллиотар), ППКС про "Хоббита". :friend: Как самостоятельная и самодостаточная фильмоединица - вполне годная вещь. Как экранизация детской сказки Толкина - "сделайте меня развидеть это".

=

Какие фильмы и когда потрясали вас?

Пожалуй, нет таких фильмов, про которые я мог бы сказать, что они меня именно что "потрясли". Но есть такие, которые мне очень нравятся и которые я всегда с удовольствием пересматриваю. Из "новых американских" - "Матрица", "Звездные Войны"(в принципе все, но новая трилогия нравится больше), "Эквилибриум", "Я, робот". Из "старых советских" - "Неуловимые мстители", "Иван Васильевич меняет профессию", "Брильянтовая рука".
24.12.2012 в 11:16

По-своему положительный персонаж. (с)
Согласна насчет Триста Спартанцев с Ричардом Иганом. ЕЩе вторая часть Звездных войн и второй же Терминатор.

А фильмами на все времена будут: Римские каникулы и наши "В бой идут одни старики"
24.12.2012 в 11:20

Но как нам хочется порой лицом в ладони окунуться...
Я была и остаюсь малокинематографична.
Из сильных и важных впечатлений ранних впечатлений - это, конечно, «Враг мой». Книгу я прочитала много позже.
24.12.2012 в 11:30

Нормальность в этом мире неуместна (с)
Я тоже, наверное. из "книжного" племени, в какую область не ткни - формировались мои представления о мире по книгам.
Но фильмы, которые просто потрясли - таки были.
Вот скажем, примерно как у вас "Графиня де Монсоро", для меня представления о любви навсегда заложили BBCшная "Джен Эйр" и наше "31 июня", как ни странно. (о том, какие представления получились - отдельная тема, угу :) )
А "Графиня" стала для меня первым представлением о неисправимой несправедливости, да.
Потряс меня в свое время"Овод". Причем вовсе не про любовь и не про революцию он у меня оказался, для меня лишившим сна мотивом была линия Артура и кардинала.
Потряс и навсегда выделил из других тему военных летчиков "В бой идут одни старики".
Ну и еще одно потрясение - "Белый Бим, черное ухо". Потряс в детстве до истерики и сердечного приступа, с тех пор ни разу не решилась пересмотреть и искренне считаю бессовестной манипуляцией чувствами, увы.
24.12.2012 в 11:36

Хранитель равновесия
А фильмами на все времена будут: Римские каникулы и наши "В бой идут одни старики"
Да, военные фильмы - это особая тема. "Баллада о солдате", "В бой идут одни старики", "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Небесный тихоход", "Отец солдата", "А зори здесь тихие", "Офицеры"...
24.12.2012 в 11:38

Cogito, ergo sum.
Для меня "военные" фильмы открытием не стали, потому что им были книги, песни (особнняком - песни Высоцкого, помню столько же, сколько себя), рассказы бабушки и ее друзей. Я с этим и среди этого росла, и я, как уже призналась, человек не киношный. Собственно, именно кинооткрытий и было четыре, хотя нравится многое. Как и не нравится. Если назвать фильм, вызывающий максимальное отвращение, то это знаменитое "Покаяние".
24.12.2012 в 11:48

Хранитель равновесия
Нет-нет, я не про открытия. Я ведь из поколения, в котором не дедушки, а очень многие отцы прошли войну. Я о фильмах, которые вызывают (до сих пор, смотреные-пересмотреные) наибольший эмоциональный отклик.
24.12.2012 в 12:22

Abfliegen, zu wiederkommen
Есть просто очень понравившиеся мне фильмы, но таких, чтобы перевернули, нет. Я тоже "тварь, воспитанная книгами" (с).
24.12.2012 в 14:55

Из потрясших фильмов - много их было в свое время. В детстве - "Рэмбо", "Профессионал", "Чужой" - американское кино крутых 90-х, оно было культурным шоком после советского кино и сказок, потрясло и очень понравилось. Потом - "Сталкер", "Солярис", "Трон в крови", "Харакири", "Бунт самураев". Еще сколько-то лет спустя неожданно для себя оценила по достоинству "Убить дракона", "Тот самый Мюнхгаузен" и "Дом который построил Свифт". Последним потрясением был фильм "Пыль".
24.12.2012 в 18:45

"Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра, он дал кругаля через Яву с Суматрой!" (c)
Такие, что зацепили и перевернули вспомнить сложно

Соглашусь с "300 спартанцев", но у меня из этой серии были еще "Даки" С тех пор Рим стал моим злейшим врагом, а потом я всей душой встала на сторону Карфагена :))

В детстве - "Сказка странствий". До сих пор иногда дрожь пробирает, хотя герои видятся иначе

В школьном возрасте - "А зори здесь тихие", "В бой идут одни старики". Тот редкий случай, когда после фильма отправилась читать книгу. Дальше было много фильмов и книг о Великой Отечественной.
"Вокруг света за 80 дней". Мультфильм :) Который - да - перевернул мое сознание и сильно повлиял на всю последующую жизнь :))
"Дети капитана Гранта" сюда же. Идея путешествия не ради путешествия, а с некой целью. Теперь уже определяющий мотив.

"Убить Дракона" и "Тот самый Мюнхгаузен". Сейчас ни один не досмотрела бы до конца. А в тот момент оказалось то, что нужно.

Относительно недавно - "Гаттака". Фильм о человеке, идущем к своей мечте вопреки окружающим и здравому смыслу.

Да, конечно, "Гений дзюдо". Мастер дзюдо, побеждавший своих врагов смехом и улыбкой. Пересматривала много раз.
С той же идеей "Герой" - тот самый, красочный. Где высшая ступень мастерства - это "отсутствие меча и в руке, и в сердце"

И почти все фильмы-притчи Вонга Кар-Вая и Ким-Ки Дука. Особенно "Любовное настроение", "Весна, лето, осень, зима и снова весна" и "Пустой Дом"
24.12.2012 в 19:58

Танец длится до сих пор, расписавшись по векам алой линией клинка...
Одним и первых фильмов, произведших на меня сильное впечатление был фильм "Звезда пленительного счастья"... А далее - "Офицеры" и "В бой идут одни старики" - тут рассказы дедушки о войне накладывались и дополняли действие фильмов...
24.12.2012 в 20:00

"Насилие - это болезнь. Её не победишь, разнося её среди других людей" - "Её не победишь и если помрёшь".
Охотно присоединюсь к большинству - чтоб поразить, так ни один фильм не поразил и не оказал такого воздействия, как оказали книги.
А так... основной мой роман с кино - вторая половина семидесятых, мои от пятнадцати до двадцати. "Ирония судьбы", все ранние фильмы Михалкова, "Осенний марафон", кое-что, наверно, ещё. Из импортного - первый "Крепкий орешек" - единственный чуть ли не до сегодня боевик, где протагонист и негодяй состязались в первую очередь в уме, а не в умении махать кулаками.
Лет через десять - "Манхаттан" Вуди Аллена, увиденный на исходе кинолекториев как жанра, в компании восемьнадцатилетнего тогда друга. Друг тогда шёл по ночному городку и в голос орал, что ничего лучшего он в жизни не видел - а я тихо про себя формулировал, что это тот же "Осенний марафон", только на порядки умнее и лучше.
Потом пришёл г-н Гайдар с рынком, и я перестал ходить в кино вообще, а только по телику смотрел того же Аллена и потом по сети.
А в кинотеатре после 92ого смотрел ровно три фильма: "День сурка", первую серию "ВК" и какую-то "Лигу каких-то там джентльменов" - друзья пригласили.
"День сурка" - прекрасен. Умный фильм, великолепный актёр. Что до прочих, то Новая Зеландия красива, не могу возразить.

Трёх любимых фильмов Gatty не смотрел ни одного, не случилось. "Неподсуден" - смотрел ещё по советскому ТВ, помнится, не без удовольствия, но как-то ничего не отложилось.
24.12.2012 в 20:30

Cogito, ergo sum.
Трёх любимых фильмов Gatty не смотрел ни одного, не случилось.
Так в том-то и дело, что не любимые они. :) Список любимых был бы иным. Эти фильмы в мои 5, 12, 14 и 21 очень сильно меня зацепили, причем с далекоидущими последстлвиями. Хотя про любимое я потом тоже спрошу. :)
24.12.2012 в 21:05

"Насилие - это болезнь. Её не победишь, разнося её среди других людей" - "Её не победишь и если помрёшь".
Гемма, Так в том-то и дело, что не любимые они. - Оки, прошу прощения за неточность. Не любимые, выделенные. Но не смотрел. И популярное "Золото Маккенны" не смотрел, и трилогию по Сенкевичу посмотрел только буквально в этом году, и то не целиком, и даже "Фантомасов" - только лет десять назад (и понял, что комиссар Жюв - точная копия моего задолго до того созданного и дорогого ролевого персонажа, который до сих пор числится в моей автохарактеристике на ЗФ, и вдохновился - но его убили буквально через месяц).

Но зато по постсоветскому ТВ посмотрел и пресловутого "Бен-Гура", и "Касабланку".
От "Касабланки" буквально челюсть отвалилась.
Конечно, ни черта она на меня не повлияла, в пятьдесят-то - но крыша чуть не поехала от осознания того, насколько я все эти реалии уже знаю и насколько много они мне говорят.
24.12.2012 в 21:16

И на обломках главпочтамта напишут ваши имена
Гемма, из фильмов могу вспомнить два: Касабланка и Тор. Первый заставил меня плакать, а после второго трясло и тянуло на касеру.
24.12.2012 в 21:41

"Насилие - это болезнь. Её не победишь, разнося её среди других людей" - "Её не победишь и если помрёшь".
А ещё отмечу внезапно, что в СССР были "фильмы-спектакли" - и хотя это ни разу не кино в современном понимании, но незабываемого в них было, возможно, даже и больше, чем в чистом кино. На мой взгляд.
"Женитьбу Фигаро" Театра Сатиры - кажут до сих пор, и до сих пор взгляда не оторвать. Ещё: "Дом, где разбиваются сердца" той же Сатиры. "На всякого мудреца довольно простоты" - вахтанговский, "Волки и овцы", "Правда хорошо, а счастье лучше" Малого. "Милый лжец" МХАТа. "Странная миссис Сэвидж" Моссовета. Всё это хотелось пересматривать по сотому разу охотнее, чем идти на премьеру в кино.

Ну, заодно, и телефильмы, которые здесь пока не поминали: "Вся королевская рать" - его только ленивый не ругал, в том смысле, что всё сделал оператор, а режиссёр там пустое место - но именно он открыл мне книгу, которую прочитал лишь пятью годами после. А многие так и не прочли.
"Адъютант его превосходительства", грр.
А из более позднего, это уже практически кино - "Зелёный фургон".
24.12.2012 в 21:51

"Насилие - это болезнь. Её не победишь, разнося её среди других людей" - "Её не победишь и если помрёшь".
Олененок-каваллерист, Гемма, из фильмов могу вспомнить два: Касабланка и Тор. Первый заставил меня плакать - а я пел и радовался.
Эх, раскрутить бы Gatty на тему "повлиявшие на вас компьютерные игры". :) У себя-то создавать без толку, меня читают три калеки. А вспомнить есть что. :)
24.12.2012 в 22:33

И на обломках главпочтамта напишут ваши имена
TheMalcolm, а я пел и радовался.

Я от радости и плакал.
24.12.2012 в 23:08

А что, если я лучше моей репутации?
после второго трясло и тянуло на касеру.
Олененок-каваллерист, ой, правда, что ли?

Пожалуй, из фильмов, которые во мне что-то перевернули, могу назвать только "Гамлета" со Смоктуновским. Другие фильмы могли очень нравиться, я могла ими "заболеть" на долгое или не очень время, но насколько они оказали на меня влияние, сказать затруднюсь.
Та же история с книгами, кстати. Думаю, всё прочитанное на меня влияло, в большей или меньшей степени. Но указать несколько конкретных и назвать, что вот именно они стали моими столпами, не могу.
25.12.2012 в 13:23

Без одержимости не сбудется мечта (с) Анаксарена Аррен
В голову приходят три глубоко зацепивших фильма.
Первый - французская экранизация "Тружеников моря". Я ее смотрел лет в 14, и меня поразила концовка: главный герой, узнав, что девушка, которую он любит, мечтает о другом человеке, сам организует их свадьбу, а потом самоубивается. Я тогда решил, что топиться - это, конечно, лишнее, а все остальное верно. Ведь если ты любишь девушку, то хочешь, чтобы она была счастлива, а с тобой или без тебя - уже дело десятое. М-да, в жизни это оказалось сделать сложнее...
Второй - "Офицеры". Получилось так, что разгар перестроечных опровергательств совпал с пиком моего подросткового нигилизма, я верил, что черное это белое и наоборот. А потом как-то протрезвел, начал смотреть по сторонам, искать святыни. И когда я в очередной раз пересматривал "Офицеров" слова "Есть такая профессия - Родину защищать" прозвучали откровением.
А третий, будете смеяться, "Экипаж", наш советский фильм-катастрофа. Меня в детстве всегда удивляло, что пол-фильма идет какая-то тягомотина, а подлинного действия всего ничего? Но, однажды, будучи уже студентом, пересмотрел его полностью и понял: так и должно быть. Ведь фильм не о супергероях, живущих от подвига к подвигу, а об обычных людях со своими радостями и горестями, достижениями и ошибками. И потом они будут жить такой же скромной жизнью, а не в царствии небесном. Но когда пришла беда, они встали на ее пути и всех спасли. Так и надо жить.