Cogito, ergo sum.
Все смотрят «Хоббита», и большинству нравится. Из моей ф-ленты не в восторге пока только Олешер и Прохожий, да и то это именно не восторг, а не отторжение и отплевывание. Я пока не видела и вообще сижу дома с работищей и каким-то вирусом, но кинооживление меня тоже захватило.
О главных книгах в своей жизни я недавно написала, а тут вспомнились поразившие меня фильмы. По натуре я человек больше читающий и слушающий, чем смотрящий, соответственно кино лично для меня (что бы там ни говорил В.И.Ленин) важнейшим искусством не является. Разумеется, мне нравятся многое. Я понимаю, что есть великое кино и отдаю ему (в меру сил и вкусов) должное. Кроме великих есть и просто хорошие, интересные, своевременные фильмы, их список огромен, я же ограничусь перечислением лент, в свое время меня потрясших. Их всего четыре, и три из них я увидела в нужное время, раньше или позже подобного эффекта бы не было. Четвертая же… О ней позже.
Я еще в школу не ходила, когда увидела его на большом экране. Красные плащи, затмевающие солнце стрелы, разом опускающиеся навстречу врагу копья… В мои неполные шесть это стало откровением, первым шагом к Гомеру и Плутарху. Моя любовь к эллинской культуре со всеми вытекающими тянется от этой голливудской ленты. «Красное на красном» и «Геката» тоже по большому счету оттуда.
Пересматривала несколько раз, последний – совсем недавно. Теперь ясно вижу и то, что «было не так», и то, «чего не может быть», и все равно в душе что-то отзывается.
Пересматривала совсем недавно. Красиво. Четко. Логично. Нет, не потрясает, но как же на этом фоне убог тот же «Волкодав». Увы, кадров в приличном качестве не нашлось.
Для меня до сих пор нет другой Дианы и другого Бюсси, наш фильм при всей его роскоши я в «любовной» части так и не приняла. Мало того, в книге читаю и перечитываю исключительно политику. И вообще Дюма не прав, и история не права, всё кончилось, как в кино. Надеждой.
Пересмотрела этим летом, вспомнила себя прежнюю, поностальгировала… И поздравила себя с тем, что в мои пятнадцать увидела это, а не нынешние, гм, эквиваленты.
… А начиналось все хорошо и просто, как подснежник. Трое друзей-летчиков, случайная встреча с девушкой, любовь… И авария. Из горящего самолета радист выпрыгнул, не дождавшись приказа, второй пилот – по приказу командира. Командир погиб, осталось двое. Слово против слова, только первое слово сказал успевший раньше трус. Дальше было всякое, но через шестнадцать лет судьба вновь их свела на борту пассажирского самолета. Пилота Егорова и трех пассажиров: бывшего радиста с сыном и женой. Той самой девушкой из поезда.
Черно-белая лента, никаких эффектов, никакого, как нынче говорят экшна, но «как он играет! Боги, как он играет!» (С) То есть они - Олег Стриженов и Леонид Куравлев. Крупные планы, молчание, поединок взглядов. Трус, в конце концов, не выдерживает и признается. Тоже трусливо, с самооправданием, куда ж без этого.
Пересматриваю нечасто, потому что бьет по нервам, будто впервые.
Ну и откровенность за откровенность.
Какие фильмы и когда потрясали вас?
О главных книгах в своей жизни я недавно написала, а тут вспомнились поразившие меня фильмы. По натуре я человек больше читающий и слушающий, чем смотрящий, соответственно кино лично для меня (что бы там ни говорил В.И.Ленин) важнейшим искусством не является. Разумеется, мне нравятся многое. Я понимаю, что есть великое кино и отдаю ему (в меру сил и вкусов) должное. Кроме великих есть и просто хорошие, интересные, своевременные фильмы, их список огромен, я же ограничусь перечислением лент, в свое время меня потрясших. Их всего четыре, и три из них я увидела в нужное время, раньше или позже подобного эффекта бы не было. Четвертая же… О ней позже.
«Триста спартанцев».
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/3/1/483117/77083007.jpg)
Я еще в школу не ходила, когда увидела его на большом экране. Красные плащи, затмевающие солнце стрелы, разом опускающиеся навстречу врагу копья… В мои неполные шесть это стало откровением, первым шагом к Гомеру и Плутарху. Моя любовь к эллинской культуре со всеми вытекающими тянется от этой голливудской ленты. «Красное на красном» и «Геката» тоже по большому счету оттуда.
Пересматривала несколько раз, последний – совсем недавно. Теперь ясно вижу и то, что «было не так», и то, «чего не может быть», и все равно в душе что-то отзывается.
Сказание о Сиявуше.
Этот фильм открыл для меня восток. Загадочный, чужой, невероятно красивый, жестокий, мудрый, древний. «Шахнаме» надолго водворилась на столе, затем к ней прибавилось «За семью печатями» и другие уже научно-популярные книги. От истории царевича Сиявуша - к истории князя Диваштича (я все же привыкла к такому написанию). Убить себя, поняв, что ты причина войны. Сдаться врагу, чтобы не тронули твой народ… Пересматривала совсем недавно. Красиво. Четко. Логично. Нет, не потрясает, но как же на этом фоне убог тот же «Волкодав». Увы, кадров в приличном качестве не нашлось.
«Графиня де Монсоро». Французская.
Посчастливилось увидеть именно тогда, когда отроковицам нужно показывать красивые фильмы о красивой любви. На всю жизнь осталось впечатление чего-то ослепительно-прекрасного, того, о чем поет Высоцкий уже в другой экранизации, от которой в памяти только баллады и уцелели. Для меня до сих пор нет другой Дианы и другого Бюсси, наш фильм при всей его роскоши я в «любовной» части так и не приняла. Мало того, в книге читаю и перечитываю исключительно политику. И вообще Дюма не прав, и история не права, всё кончилось, как в кино. Надеждой.
Пересмотрела этим летом, вспомнила себя прежнюю, поностальгировала… И поздравила себя с тем, что в мои пятнадцать увидела это, а не нынешние, гм, эквиваленты.
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/3/1/483117/thumb/77083005.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/3/1/483117/thumb/77083012.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/3/1/483117/thumb/77083001.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/3/1/483117/thumb/77083020.jpg)
«Неподсуден».
Смотрела в кинотеатре повторного фильма, кажется, на четвертом курсе. Заработала шок, сопоставимый с тем, что был от книг Джозефины Тей. Собственно, красная линия фильма та же. Человек и клевета. Человек и невозможность защитить свою репутацию. Человек и те, кто поверил клевете, и кто не поверил. … А начиналось все хорошо и просто, как подснежник. Трое друзей-летчиков, случайная встреча с девушкой, любовь… И авария. Из горящего самолета радист выпрыгнул, не дождавшись приказа, второй пилот – по приказу командира. Командир погиб, осталось двое. Слово против слова, только первое слово сказал успевший раньше трус. Дальше было всякое, но через шестнадцать лет судьба вновь их свела на борту пассажирского самолета. Пилота Егорова и трех пассажиров: бывшего радиста с сыном и женой. Той самой девушкой из поезда.
Черно-белая лента, никаких эффектов, никакого, как нынче говорят экшна, но «как он играет! Боги, как он играет!» (С) То есть они - Олег Стриженов и Леонид Куравлев. Крупные планы, молчание, поединок взглядов. Трус, в конце концов, не выдерживает и признается. Тоже трусливо, с самооправданием, куда ж без этого.
Пересматриваю нечасто, потому что бьет по нервам, будто впервые.
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/3/1/483117/thumb/77083261.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/3/1/483117/thumb/77083024.png)
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/3/1/483117/thumb/77083027.png)
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/3/1/483117/thumb/77083033.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/3/1/483117/thumb/77083029.jpg)
Ну и откровенность за откровенность.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Что до фильмов, повлиявших на... я тоже существо книжное, увы. Мне всегда хватало собственного больного воображения.
"Волшебная лампа Алладина", там много всего вечного и снято красиво, даже для нонешнего времени, но в первую очередь за две фразы и сцены: когда Алладин впервые увидел Будур и сказал, что ему не жалко своей головы, и вторая: "Так ты друг или раб?" И последняя важнее - выбор ты делаешь сам и только сам, а слишком дорогая плата за выбор -не оправдание для трусости и подлости.
Меня обычно художественные фильмы не особенно потрясают, ибо оно так или иначе все же придуманная история - пусть и в некоторых случаях максимально приближенная к реальности. Но уж если про кино в целом - первое потрясение в 10 лет - "Обыкновенный фашизм" Ромма - ибо документалистика. Я пребывал не то чтобы в ужасе, но в глобальном изумлении - а те, кто все это сделали, они вообще люди, или не очень? Потрясло само наличие в мире такого откормленного и специально культивированного человеконенавистничества. Вопрос от 10-летнего ребенка - "Мам, а они вообще нормальные были, чтобы такое творить?" - сам за себя говорит, кажется.
Далее все же художественное - "Реквием по мечте". Дал после определенного опыта жесткое понимание, в какое болото я мог бы обрушиться по молодости и глупости - а еще была бешеная ярость и безумная жалость к пожилой наивной женщине, которую фактически убили, обманув и пообещав ей исполнение ее мечты.
Третье, что потрясло - российский фильм 91-го года с дивным названием "Людоед". Меня действительно потрясло, на какие жуткие жертвы люди способны, с одной стороны, решиться и обречь близких, а с другой стороны - принять их, чтобы донести до внешнего мира правду о том, что случилось в конкретное время в конкретном месте. Это правда жуть запредельная - но подумать было о чем.
Фильмы, которые очень понравились, в основном из детства и ранней юности. В совсем детстве "Чапаева" мог смотреть сколько угодно и когда угодно. "Морозко" - очень радовался, что зло наказано. В школе - "Доживем до понедельника". "Белое солнце пустыни". "Карнавальная ночь" (у нас до сих пор в семье традиция - смотреть "Карнавальную ночь" в предновогодний вечер). "Щит и меч". Все гайдаевские комедии (что интересно, ибо я вообще-то к комедиям как жанру более чем равнодушен). Позже, в студенческие годы, "17 мгновений весны", если сериал подпадает под категорию "фильмы". Безусловно, "Укрощение огня".
Интересно: пытаюсь вспомнить любимые иностранные фильмы того периода и не могу. Жана Марэ помню, Алена Делона помню, что был по уши влюблен в Катрин Денев помню - а вот сами фильмы как-то подзабылись. Хотя тот с Катрин Денев и наследником австрийского престола был очень даже неплох
А вот из зрелого периода вспомнить почти нечего за исключением LOTR. Это тоже редчайшее исключение, которое я могу смотреть бесконечно.
Правда, российское (после 1991) кино я практически не знаю, а то, что видел - не впечатлило.
Перервернувших... нет, пожалуй. Я тоже существо читающее. Но:
Всегда прилипал к телевизору, когда показывали киноэпопею "Освобождение".
При любой возможности пересматривал "Щит и меч".
"Неуловимые мстители" тоже не пропускал.
Очень в тему были "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" (как раз ходил во Дворец Пионеров, где пара эпизодов снималась).
Ну, и крайним по времени срывом крыши стали "Звёздные войны", старая трилогия.
И дело даже не в Харрисоне ФордеИ "Властелин Колец", хотя сначала я был искренне убежден, что буду шипеть и плеваться на фильм.А так я тоже по большей части книги читал. )))
=
Какие фильмы и когда потрясали вас?
Пожалуй, нет таких фильмов, про которые я мог бы сказать, что они меня именно что "потрясли". Но есть такие, которые мне очень нравятся и которые я всегда с удовольствием пересматриваю. Из "новых американских" - "Матрица", "Звездные Войны"(в принципе все, но новая трилогия нравится больше), "Эквилибриум", "Я, робот". Из "старых советских" - "Неуловимые мстители", "Иван Васильевич меняет профессию", "Брильянтовая рука".
А фильмами на все времена будут: Римские каникулы и наши "В бой идут одни старики"
Из сильных и важных впечатлений ранних впечатлений - это, конечно, «Враг мой». Книгу я прочитала много позже.
Но фильмы, которые просто потрясли - таки были.
Вот скажем, примерно как у вас "Графиня де Монсоро", для меня представления о любви навсегда заложили BBCшная "Джен Эйр" и наше "31 июня", как ни странно. (о том, какие представления получились - отдельная тема, угу
А "Графиня" стала для меня первым представлением о неисправимой несправедливости, да.
Потряс меня в свое время"Овод". Причем вовсе не про любовь и не про революцию он у меня оказался, для меня лишившим сна мотивом была линия Артура и кардинала.
Потряс и навсегда выделил из других тему военных летчиков "В бой идут одни старики".
Ну и еще одно потрясение - "Белый Бим, черное ухо". Потряс в детстве до истерики и сердечного приступа, с тех пор ни разу не решилась пересмотреть и искренне считаю бессовестной манипуляцией чувствами, увы.
Да, военные фильмы - это особая тема. "Баллада о солдате", "В бой идут одни старики", "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Небесный тихоход", "Отец солдата", "А зори здесь тихие", "Офицеры"...
Соглашусь с "300 спартанцев", но у меня из этой серии были еще "Даки" С тех пор Рим стал моим злейшим врагом, а потом я всей душой встала на сторону Карфагена
В детстве - "Сказка странствий". До сих пор иногда дрожь пробирает, хотя герои видятся иначе
В школьном возрасте - "А зори здесь тихие", "В бой идут одни старики". Тот редкий случай, когда после фильма отправилась читать книгу. Дальше было много фильмов и книг о Великой Отечественной.
"Вокруг света за 80 дней". Мультфильм
"Дети капитана Гранта" сюда же. Идея путешествия не ради путешествия, а с некой целью. Теперь уже определяющий мотив.
"Убить Дракона" и "Тот самый Мюнхгаузен". Сейчас ни один не досмотрела бы до конца. А в тот момент оказалось то, что нужно.
Относительно недавно - "Гаттака". Фильм о человеке, идущем к своей мечте вопреки окружающим и здравому смыслу.
Да, конечно, "Гений дзюдо". Мастер дзюдо, побеждавший своих врагов смехом и улыбкой. Пересматривала много раз.
С той же идеей "Герой" - тот самый, красочный. Где высшая ступень мастерства - это "отсутствие меча и в руке, и в сердце"
И почти все фильмы-притчи Вонга Кар-Вая и Ким-Ки Дука. Особенно "Любовное настроение", "Весна, лето, осень, зима и снова весна" и "Пустой Дом"
А так... основной мой роман с кино - вторая половина семидесятых, мои от пятнадцати до двадцати. "Ирония судьбы", все ранние фильмы Михалкова, "Осенний марафон", кое-что, наверно, ещё. Из импортного - первый "Крепкий орешек" - единственный чуть ли не до сегодня боевик, где протагонист и негодяй состязались в первую очередь в уме, а не в умении махать кулаками.
Лет через десять - "Манхаттан" Вуди Аллена, увиденный на исходе кинолекториев как жанра, в компании восемьнадцатилетнего тогда друга. Друг тогда шёл по ночному городку и в голос орал, что ничего лучшего он в жизни не видел - а я тихо про себя формулировал, что это тот же "Осенний марафон", только на порядки умнее и лучше.
Потом пришёл г-н Гайдар с рынком, и я перестал ходить в кино вообще, а только по телику смотрел того же Аллена и потом по сети.
А в кинотеатре после 92ого смотрел ровно три фильма: "День сурка", первую серию "ВК" и какую-то "Лигу каких-то там джентльменов" - друзья пригласили.
"День сурка" - прекрасен. Умный фильм, великолепный актёр. Что до прочих, то Новая Зеландия красива, не могу возразить.
Трёх любимых фильмов Gatty не смотрел ни одного, не случилось. "Неподсуден" - смотрел ещё по советскому ТВ, помнится, не без удовольствия, но как-то ничего не отложилось.
Так в том-то и дело, что не любимые они.
Но зато по постсоветскому ТВ посмотрел и пресловутого "Бен-Гура", и "Касабланку".
От "Касабланки" буквально челюсть отвалилась.
Конечно, ни черта она на меня не повлияла, в пятьдесят-то - но крыша чуть не поехала от осознания того, насколько я все эти реалии уже знаю и насколько много они мне говорят.
"Женитьбу Фигаро" Театра Сатиры - кажут до сих пор, и до сих пор взгляда не оторвать. Ещё: "Дом, где разбиваются сердца" той же Сатиры. "На всякого мудреца довольно простоты" - вахтанговский, "Волки и овцы", "Правда хорошо, а счастье лучше" Малого. "Милый лжец" МХАТа. "Странная миссис Сэвидж" Моссовета. Всё это хотелось пересматривать по сотому разу охотнее, чем идти на премьеру в кино.
Ну, заодно, и телефильмы, которые здесь пока не поминали: "Вся королевская рать" - его только ленивый не ругал, в том смысле, что всё сделал оператор, а режиссёр там пустое место - но именно он открыл мне книгу, которую прочитал лишь пятью годами после. А многие так и не прочли.
"Адъютант его превосходительства", грр.
А из более позднего, это уже практически кино - "Зелёный фургон".
Эх, раскрутить бы Gatty на тему "повлиявшие на вас компьютерные игры".
Я от радости и плакал.
Олененок-каваллерист, ой, правда, что ли?
Пожалуй, из фильмов, которые во мне что-то перевернули, могу назвать только "Гамлета" со Смоктуновским. Другие фильмы могли очень нравиться, я могла ими "заболеть" на долгое или не очень время, но насколько они оказали на меня влияние, сказать затруднюсь.
Та же история с книгами, кстати. Думаю, всё прочитанное на меня влияло, в большей или меньшей степени. Но указать несколько конкретных и назвать, что вот именно они стали моими столпами, не могу.
Первый - французская экранизация "Тружеников моря". Я ее смотрел лет в 14, и меня поразила концовка: главный герой, узнав, что девушка, которую он любит, мечтает о другом человеке, сам организует их свадьбу, а потом самоубивается. Я тогда решил, что топиться - это, конечно, лишнее, а все остальное верно. Ведь если ты любишь девушку, то хочешь, чтобы она была счастлива, а с тобой или без тебя - уже дело десятое. М-да, в жизни это оказалось сделать сложнее...
Второй - "Офицеры". Получилось так, что разгар перестроечных опровергательств совпал с пиком моего подросткового нигилизма, я верил, что черное это белое и наоборот. А потом как-то протрезвел, начал смотреть по сторонам, искать святыни. И когда я в очередной раз пересматривал "Офицеров" слова "Есть такая профессия - Родину защищать" прозвучали откровением.
А третий, будете смеяться, "Экипаж", наш советский фильм-катастрофа. Меня в детстве всегда удивляло, что пол-фильма идет какая-то тягомотина, а подлинного действия всего ничего? Но, однажды, будучи уже студентом, пересмотрел его полностью и понял: так и должно быть. Ведь фильм не о супергероях, живущих от подвига к подвигу, а об обычных людях со своими радостями и горестями, достижениями и ошибками. И потом они будут жить такой же скромной жизнью, а не в царствии небесном. Но когда пришла беда, они встали на ее пути и всех спасли. Так и надо жить.