Отвечала на форуме, и тут отвечу, пока чем-то не перебило.
Дальше будет экскурсия на кухню. Первая и, видимо, последняя.
Сначала еще раз повторю - книга, которая пришла к читателю, несла в себе готовые характеры. Никаких спонтанных мутаций там не происходило, а единственным серьезным изменением стало введение "человеческо-вражеской" линии. Ну и изменение сценария хексбергской битвы с геополитическими последствиями.
Но пока книга даже не писалась (написалась она быстро и почти без помарок), а складывалась в голове, поменялось многое. По сути от первоначальной задумки осталось несколько имен и пара сцен, которые лежат мертвым грузом, так как они скорее подошли бы к Арции.
Итак с чего все началось?
читать дальше(все это я не раз не два рассказывала, но в разных местах и разным людям).
Началось со стихотворения Городницкого "Эгмонт" и ненаписанного рассказа о том, как благородный герцог Эгмонт поднял восстание против мерзкой тирании. Против повстанцев мерзкий тиран бросил своего лучшего полководца, герцога Алва. Тот всех разбил. Эгмонт был казнен, Алва награжден и в ночь после казни напился в одиночку у себя во дворце. Не потому, что совесть заела, а потому что кончилась война и ему стало СКУЧНО. Назывался этот опус "Лик Победы" и предназначался для сборника, но поскольку там не просматривалось фантастических элементов, был мной забракован.
Затем у меня написалось "Пламя Этерны". Вещь, которая казалась совершенно разовой. Я не собиралась ее публиковать, уж больно она не то что недобрая, но озлобленная что ли. Хотя художников мне было жаль. Прикипела я к ним.
Затем случилось так, что я стала считать для себя невозможным дописывать Арцию. Иначе я чувствовала бы себя свиньей. Почему, повторять не буду, один раз сказала - и хватит. С другой стороны, не написав ДВ, я опять-таки оказывалась свиньей уже перед издателями и читателями. Оставалось одно - написать что-то на замену. Что-то новое, не повторяющее прежнего, и постараться сделать хотя бы не хуже ХА.
В голове у меня примерный сюжет был. Сюжеты, они всегда крутятся, над чем бы ты ни работал, но на заднем плане. Причем (пакость такая), когда они на заднем плане, кажется, что все готово. Бери да записывай! Вопросы и сложности проявляются при ближайшем рассмотрении.
Короче, БЯ готовилась к печати, а я думала над новым проектом, но концы с концами у меня не сходились. История была местами очень арцийской, а местами уже кэртианской. То же и с героями. Легче всего далась связка Алва-Фердинанд-Сильвестр, вояки, дамы и интрига, основанная на ПЭ. А вот с главными героями вышел сбой.
Я хотела показать страну, которая себя не изжила, но на которую обрушилось 33 несчастья, имевших как субъективные, так и объективные причины. И людей, которых это все завертело.
Авторская позиция не озвучивалась. Все должно было идти через "репортеров", которые могли ошибаться, всего не знать, быть предвзятыми и так далее. Делать выводы должен был читатель. Так из числа репортеров автоматически выпадали основные игроки. На первый план выходили герои, которые в другое время и в другом месте никогда бы не вышли в ферзи. Оставалось этих героев оживить. Я довольно быстро сообразила, что один должен быть эмигрант из числа разбитых мятежников, а второй - из опальной семьи, но проживающий на родине. И тут-то я и встала.
Встав, я попробовала написать конец. Сделала, местами было вроде и ничего, но НЕ ТО! Я бросила хвост и начала сочинять нос. Написала трогательную сцену прощания молодого героя с матушкой и сестрами, утирющих слезы верных слуг и воющей в спину собаки. Написала противостояние юного героя и стайки сынков победителей. Перечитала... Нет, это бы издали. И прочитали. И нашлись бы любители (вон сколько народа мечтают именно о такой модели), но какая же это была банальщина! И потом ну НЕ МОЖЕТ, чтобы против человека был весь мир, а если это так, значит что-то не в порядке не с миром, а с человеком.
Если б не чуство долга, я бы на этом остановилась, но написать было нужно. И вот, кажется, часа в три ночи у меня вдруг взялось и записалось про спасение крысенка. А потом сразу же про крысу в Лаик. Я не бегала и не кричала "Эврика", я просто увидела героев. Обоих.
Ужасно милого юношу из числа тех, с кем я и мои знакомые встречалась не раз и не два. С соответствующими последствиями. И человека, у которого все определяет совесть, желание понять других и не навредить. И который именно поэтому не просто уязвим, но может быть втянут в нечто по-настоящему гадкое. И понеслось.
Я стремительно переделала начало. При этом поняла, что у меня выходит история типового героя фэнтези, но наоборот. Мне это понравилось, и я эту линию усилила, введя привычные и узнаваемые коллизии, штампы и маски, но разворачивая их в противоположном направлении, а то и выворачивая наизнанку.
Тут, правда, вышла накладка. Многие читатели ориентируются исключительно на фэнтези, а я фэнтези знаю посредственно. Особенно традиционную со Злом, Добром, Светом, Тьмой, великими артефактами и Силами-С-Большой-Буквы-С.
Зато знатоки фэнтези порой слабо ориентируются в книгах, которые неплохо знала я. Поэтому многие цитаты и намеки так до сих пор не замечены, а в, условно говоря, испытании воздухоплавательного аппарата, дружно видят укрощение дракона и объявляют, что сферических драконов без крыльев не бывает.
Вот, собственно, и все. Могу добавить, что первоначальный юный герой распался на три части. Первая канула в бездну, и слава всем богам. Вторая вернулась в текст в виде тени Джастина. На всякий случай уточню: слэша я не предполагала и вообще о таком явлении в момент написания КнК не подозревала. Имеется в виду эпизод с самоубийством, а ля Рауль де Бражелон и дальнейшие отношения молодого человека с невыдуманной войной и реальным делом. Третья часть обернулась Руппи, который, в отличие от изначального туманного Ричарда, обрел характер и превосходно себя чувствует в сюжете. Молодой фок Фельсенбург НЕ РИЧАРД ОКДЕЛЛ, но его история во многом сходна с изначально задуманным романом, который я так и не написала.
Введение большого количества новых героев в середине романа изменило книгу. Я бы даже сказал, что сейчас идет другая книга - та же основная интрига, частично те же герои, но, если это тебя не обидит сравнение, как бы фанфик на первые тома: вот вам та же ситуация, но под новым углом.
Фанфик - слово неудачное, его надо заменить. Но не могу сейчас придумать на какое.
Дриксенцев у нас, кстати, не так уж и много, остальные новые герои - талигойцы, запланированные с самого начала. Группкой героев еще можно ограничиться, если ты пишешь любовный роман или детектив, но если пишешь о войне, причем не о каком-то одном отряде или человеке, да еще не из "высшего командования", а о целом мире на изломе, без обилия "камер" получится примитивная, хоть и понятная, халтура. Мне такое не интересно.
А то, что первые книги, книги мира и политики, не похожи на книгу войны, перерастающей сразу в войну мировую и гражданскую, то, ИМХО, так и должно быть. ОЭ так и задумана - от романа политики через роман войны к роману-катастрофе и снова к роману политики. Не сочтите за манию величия, но для меня, к примеру, Вторая Мировая лучше всего показана в "Освобождении". А "ту же ситуацию" под новым углом я не вижу, хоть убей. Хотя бы потому, что единого угла в ОЭ не было никогда. Если, разумеется, не принять на веру агитпроп Штанцлера и изо всех сил его придерживаться до тех пор, пока это уже не станет отдавать слабоумием.
Я неправильно выразился, со мной такое бывает.
Ведь обычно все сюжетные линии должны сойтись в конце, верно? И где-то в районе ЛП - ЗИ1 они начали ощутимо сходиться, даже географически. В воздухе запахло кульминацией
Широк Талиг. Я бы сузил. (император Дивин)
Я верю. Честное слово, верю
а вот какой-то едва уловимый привкус этого в первом томе остался
У меня от хегсбергской битвы (вернее, от Олафа с Вальдесом ect) осталось ощущение новой завязки.
Расширяющиеся горизонты - это да, это то, что ожидалось и должно было быть. Не Талигом единым, и тем более, не одной Олларией... Иначе: какие, к Леворукому, кэртианские боги?! Так, местечковые разборки.
Возможно, причина в том, что уж очень сильно написана морская битва. Действительно, воспринимается некой кульминацией после которой хочется... ну, не поставить точку, но перевести дыхание.
А вместо этого - поток несется дальше.
Не сомневаюсь, что автор сделал то, что хотел, однако ощущение некого сбоя или дисгармонии (не могу подобрать правильного слова) - возникает.
Для меня особенно интересно было прочитать про "крысиный" толчок.
А на предмет ввода новых персонажей, меня несколько беспокоит только одно: свяжутся ли все концы. Осталось-то две книги, а количество интересующих читателя фигурантов увеличилось в разы.
Вепрь на гербе Ричарда - это тоже "атавизм" первоначального замысла. А то ставшая столь крылатой фраза: "У кого на гербе дикая свинья..." ну и так далее - каждый раз царапает. Меня. Ибо вепрь был на гербе у весьма достойных деятелей земной истории.
ИМХО.
"А на предмет ввода новых персонажей, меня несколько беспокоит только одно: свяжутся ли все концы. Осталось-то две книги, а количество интересующих читателя фигурантов увеличилось в разы."
Расширение горизонтов неминуемо влечет за собой увеличение числа персонажей. Плюс то, что, как я понимаю, предстоит большая война... А на ней гибнут чаще...
Часто задавалась вопросом - почему ОЭ? Почему (без лести) мне так дорога эта книга. Кажется, теперь ответить становится проще. Потому что - правда, потому что веришь всему до последней буквы. Потому что - жизнь, не выдуманная, фэнтезийная, - а реальная, и потому реальными оказываются даже выходцы. Потому что люди - именно люди, не фигуры с этикетками, как декорации времен Шекспира. И все очень неоднозначно. Потому что это не история любви, не история войны, не интрига - но все вместе, а главное - гораздо больше, чем это.
Это - как коробочка Лоайре. Закрывая последнюю страницу, понимаешь, что получил и впитал гораздо больше, чем прочитал. А вот мозгами понять это трудно.