В связи с чем поддалась на очередную просьбу в привате и возвращаю народу историю, лежащую в основе гайифских претензий на первенство в ЗЗ. Вообще-то оно есть в ШС, но, говорю же, добрая. А посылать в приват... а потом еще кому-нибудь посылать, и еще... А не посылать вроде как несправедливо, и потом я уже человекам восьми в свое время отказала. Короче, вот оно. Неприличное крайне, но согласованное с историком-античником, который самую неприличность-то и усугубил.
Эту легенду в Гайифе возводят к временам, предшествовавшим объединению Золотых Земель в единую анаксию. В Талиге придерживаются мнения о ее позднегальтарсокм происхождении, когда аристократия провинции Гайи начала обосновывать свои претензии на первенство, а Гальтарские анаксы - выкорчевывать крамолу. Этим, видимо, объясняются и существование нескольких вариантов легенды, основанной на одних и тех же фактах, но с различной интерпретацией.
Сначала приведем факты, которые включают все варианты, кроме вердикта Франциска Оллара, что ничего подобного не было и быть не могло. И уж тем более не могло у Раканов быть никаких особых прав.
читать дальшеВ догальтарскую эпоху в Золотых Землях самыми сильными было два царства: одно, расположенное в предгорьях нынешнего хребта Мон-Нуар, именовалось Галтом, другое, лежащее юго-восточнее - Гайфом. Царь Галты был женат на дочери еще одного царя, обитавшего на побережье тогда еще не Померанцевого моря, причем во время свадьбы к новобрачным подошли четыре путника и предсказали, что от нового корня поднимется великое древо, и все великое и величайшее произрастет от него. Предсказание запомнили, молодые уехали, у них родилось восемь дочерей и два сына. Старший, Сфодрий, унаследовал царский венец, женился на надорийской царевне Офельте и от этого брака родился у него сын Клеон. Младший, Сервиллий, пошел по военной части и семьей не обзавелся. Сфодрий был мудрым и достойным правителем, Галт богател, что вызывало зависть у царя Гайфа Перитеда, обладавшего немалым войском и полагавшего себя непобедимым.
Перитед вторгся в Галт и от души там порезвился, но не рассчитал. Сервиллий, случайно оказавшийся в одном из приграничных городов, сумел собрать ополчение и остановить захватчика. Сфодрий тоже не дремал, собрал и привел войско, хоть и уступающее гайфскому, но вполне приличное. Перитед, полагаясь на численное превосходство и свое искусство, принял бой и в самом деле, едва не победил. Его воины окружили дружину Сфодрия, но Сервиллий со своими ополченцами умелым и неожиданным маневром спас положение. Галт победил, Перитед бежал, его не преследовали. Сервиллий настаивал на войне до победного конца, но Сфодрий решил, что сил для преследования и второй битвы недостаточно, и что сосед притихнет.
Он и притих. Перитед прислал послов с дарами и вымолил мир. Благодать тянулась четыре года, но потом дед Сфодрия по матери тяжело заболел и пожелал благословить дочь, внуков и правнуков. Царь не смог поехать и не отпустил брата, но позволил поехать матери и жене с детьми, снабдив их приличествующим сопровождением, а охрану поручил своему родичу Эфсмию. На обратном пути корабль попал в шторм и был выброшен на гайфский берег. Узнав, кто попал ему в руки, Перитед воспрянул и решил поговорить со Сфодрием с позиции силы.
Гайфский царь прислал соседу голову Эфсмия и пообещал, что следующим подарком будет голова жены, затем – матери, дочерей, и, наконец, сына, но Сфодрий может выкупить их. Сфодрий согласился отдать четыре города и четыре урожая, но Перитед потребовал еще и Сервиллия. Победитель должен был явиться к побежденному обнаженным и с веревкой на шее в знак покорности. Сфодрий сказал, что не может требовать такого от брата, но готов прийти сам. Перитед отказал, обоснованно полагая, что Сервиллий опасней. Тогда Сфодрий велел послам Гайфа убираться, но тут вышел Сервиллий и сказал, что сдастся.
Обмен состоялся. Сервиллий оказался в лапах Перитеда, который не замедлил начать подготовку к войне, опираясь на полученные в качестве выкупа города. Тут единству версий и конец.
Дальнейшие версии можно условно разбить на четыре группы – Гайифскую, Гальтарскую, Бордонскую и Йернскую. В каждой из них сохраняется неизменным основная линия, но варьируются и, подчас довольно сильно, сопутствующие.
Первая группа базируется на записи, хранившейся в архиве гайифского сепаратиста Гаэция.
читать дальше
Согласно этого варианта Сервиллию помог бежать племянник Перитеда Арсак, покоренный стойкостью и благородством пленника и возмущенный вероломством Перитеда. Ставшие побратимами Арсак и Сервиллий добрались до Галта накануне решающего сражения. Перитеда разбили, причем Арсак бывшего царя зарубил собственноручно.
Сфодрий поднял из кровавой лужи гайфский венец, отер полой своего одеяния и хотел возложить на голову Арсака, но тот отказался, преклонив колено перед Сервиллием и назвав его своим царем. Это решение устроило всех. Сервилилй с побратимом отбыл в Гайф, женился на сестре Арсака и стал родоначальником новой династии. Гайифцы склонны полагать, что в предсказании о мировом господстве фигурирует именно Сервиллий с его благородством, самопожертвованием и воинскими талантами. Сфодрий же, из рода которого вышли Раканы, ничем особым не занменит. Соответственно, Раканы не имеют никаких божественных прав. Это всего лишь потомки старшего, не отмеченного особыми талантами брата, всем обязынного младшему. Дальше детям до шестнадцати читать не рекомендуется! Вторая группа основана на драме, приписываемой Иссерциалу.
В Гальтарах полагали, что в Гайи все выдумали для обоснования собственных амбиций. Но, поскольку отрицание и запрет не самый удачный ход, на сцену вышел Иссерциал, обыгравший в своей драме особенности двух ведущих гайифских домов.
По Иссерциалу читать дальшеПеритед был не только нехорошим человеком, но и извращенцем, каких мало. За неимением доступа к порносайтам он содержал изрядное количество наложников и наложниц, воплощавших в жизнь его фантазии. Причем, будучи в определенном смысле слабосильным, Перитед не столько участвовал, сколько созерцал. Когда в его руках оказался нанесший ему поражение враг, гайфский царь возбудился по самое не могу. Другой бы на его месте устроил бы манямбу или посадил пленника в подвал с крысами, но Перитед решил, что веселее всего Сервиллия помимо его воли развратить и приучить к гайфским забавам. Чтобы тело врага наслаждалось на глазах Перитеда и его придворных, а душа по этому поводу комплексовала. Кроме того, начинающий полнеть поганец пожелал довести пленника до превосходящего состояния.
Сказано – сделано. За дело под руководством нашего извращенца взялось шестнадцать специально отобранных наложников, среди которых был некий Арсак. Никакой не племянник, а молодой воин, приглянувшийся царю и вынужденный выполнять его прихоти. Означенный Арсак ненавидел Перитеда и к тому же влюбился в Сервиллия. Когда Перитед убрался на войну, с помощью бывших друзей-стражников (Иссерциал настаивает, что стражники убеждались всеми возможными методами) Арсак устроил побег.
Пара, оказавшись на воле, вела исключительно целомудренный образ жизни, хотя в пути Арсаку пришлось выдать раскормленного Сервиллия за свою беременную супругу. Они успешно добрались до войск Сфодрия и даже до него самого, но дальше возникла проблема. Голова Сервиллия оставалась ясной, он видел будущее сражение, как на ладони, но показаться в своем нынешнем виде не мог. Пришлось его шлем и плащ надеть Арсаку, который был в отличной физической форме, но со стратегией не дружил. Сервиллий же в темном плаще с капюшоном остался со Сфодрием на холме, наблюдая за битвой и рассылая приказы. К счастью, Перитед зарвался, попал во все расставленные ему ловушки и в итоге потерял голову.
Арсак продолжал разыгрывать роль Сервиллия, но не снимал шлема, якобы будучи обезображенным по приказу Перитеда. Сервиллий пытался привести себя в свой обычный вид, и это ему частично удалось (некоторые перемены были необратимы).
Через год на Осенний Излом было объявлено, что Сервиллий исцелен. Он вышел к воинам, все возрадовались, а Арсак решил в лучших традициях сделавшего свое дело мавра убраться домой. Что и сделал. Сервиллий в разгар пира в его честь об этом узнал, вскочил на коня… Сколько он лошадей загнал неведомо, но ему удалось догнать Арсака и сказать ему, что он ему… ээээ... небезразличен. После чего они отправились в Гайф, каковой Сфодрий задним числом им и презентовал.
Жили они долго и счастливо, но детей, естественно, у них не случилось. Для получения наследников пришлось организовать фиктивный брак Сервиллия и пойманной где-то в поле или в лесу девицы, объявленной сестрой Арсака. Сие объясняло, почему наследник был на одно лицо с лучшим другом. Короче, по Иссерциалу гайифские лидеры не только не имеют никакого отношения к божественной линии и предсказанию Четверых, но даже не царского рода и происходят от бывшего наложника и безродной крестьянки.
В Гайифе Иссерциал находится под запретом с самого начала становления гайифской государственности. За список драмы до сих пор можно пострадать.Бордонская версия читать дальшевозникла позже гайифской и гальтарской. По сути она ближе к Иссерциалу, но автор «Повести о любви мужественного Арсаке и прекрасной Сервиллии» настаивает на том, что великий полководец на самом деле был девой, скрывавшей сие прискорбное, как ей казалось, обстоятельство.
Выяснилось, кто есть кто, только в плену. И тогда же к деве, переставшей по независящим от нее причинам быть таковой, пришла любовь, а дальше все правильно. И войну она выиграла таки ожидая потомства. Ну и, разумеется, ее детки продолжили линию безродного (или родовитого, в одной версии Арсак являлся побочным сыном Перитеда) Арсака. И опять же не имеют никаких правов на раканство.Версия Йернцев читать дальшеявляет собой нечто среднее между версией Иссерциала и неизвестного бордонца. Сначала Сервиллий был мужчиной, но, полюбив Арсака и при этом полагая мужеложество грехом, он воззвал к высшим силам. Те услышали и изменили его естество. Сервиллий стал Сервиллией и обрел большое человеческое счастье с Арсаком, но загубил на корню притязания гайифцев на власть над Золотыми Землями.
Для получения наследников пришлось организовать фиктивный брак Сервиллия и пойманной где-то в поле или в лесу девицы, объявленной сестрой Арсака. Сие объясняло, почему наследник был на одно лицо с лучшим другом.
Стыдно признаться - целых пять минут не могла сообразить, почему он был на одно лицо с лучшим другом
Спасибо!
Но что-то я немного запутался:
Старший, Сфодрий унаследовал царский венец, женился на надорийской царевне Офельте и от этого брака родился у него сын Клеон. Младший пошел по военной части и семьей не обзавелся.
Если унаследовал, то отец Сфодрия к этим событиям уже помер?
Младший - это Сервиллий?
Благодать тянулась четыре года, но потом дед Сфодрия по матери тяжело заболел и пожелал благословить зятя, дочь и внуков.
зятя, дочь и внуков - т.е. отца (или всё-таки не помер? и кто тогда царь?) и мать Сфодрия, и самого Сфодрия с Сервиллием?
Царь не смог поехать, но отпустил мать, жену и сына с приличествующим сопровождением, а охрану поручил своему родичу Эфсмию. На обратном пути корабль попал в шторм и был выброшен на гайфский берег. Узнав, кто попал ему в руки, Перитед воспрянул и решил поговорить со Сфодрием с позиции силы.
Т.е. царь всё-таки - Сфодрий?
А сын в данном случае - Клеон? А почему Сервиллий не поехал, если его звали?
спасибо большое!)
Кстати, а можно я прокомментирую вопросы? читать дальше
Но что-то я немного запутался:
Старший, Сфодрий унаследовал царский венец, женился на надорийской царевне Офельте и от этого брака родился у него сын Клеон. Младший пошел по военной части и семьей не обзавелся.
Если унаследовал, то отец Сфодрия к этим событиям уже помер?
Младший - это Сервиллий?
Как я понял - младший - именно Сервилий. И отец Сфодрия видимо уже роли в царствовании не играет. Во всяком случае - к описанным событиям.
Благодать тянулась четыре года, но потом дед Сфодрия по матери тяжело заболел и пожелал благословить зятя, дочь и внуков.
зятя, дочь и внуков - т.е. отца (или всё-таки не помер? и кто тогда царь?) и мать Сфодрия, и самого Сфодрия с Сервиллием?
А шо не так? Отец Офельты заболел и пожелал благословить перед кончиной Сфодрия, жену Сфодрия Офельту (свою дочь) и детей Сфодрия (т.е. старшего Клеона и его братьев. Но не Сервиллия - он то ему не родственник). Кстати - потому Сервиллия и не оказалось на злополучном корабле.
UPD А-а. Ну да. Вот она - соль проблемы. Всё в тексте сходися, если дед не Сфодрия, а Клеона. Или не дед, а... как там отец жены правильно зовётся? Тесть, кажется?
Одним словом ждём Хозяйку.
Царь не смог поехать, но отпустил мать, жену и сына с приличествующим сопровождением, а охрану поручил своему родичу Эфсмию. На обратном пути корабль попал в шторм и был выброшен на гайфский берег. Узнав, кто попал ему в руки, Перитед воспрянул и решил поговорить со Сфодрием с позиции силы.
Т.е. царь всё-таки - Сфодрий?
А сын в данном случае - Клеон? А почему Сервиллий не поехал, если его звали?
Сам Сфодрий не поехал, отпустил до кучи свою маму. А помимо Клеона-наследника видимо отправил и младшее потомство, в тексте не отражённое, ибо не им царский венец предназначен.
А Сервиллий не поехал, ибо не звали его.
Может так, а?
Не так то, что не отец Офельты (жены Сфодрия, т.е. его тесть), а дед Сфодрия по матери, т.е. отец матери Сфодрия
Upd:
UPD А-а. Ну да. Вот она - соль проблемы. Всё в тексте сходися, если дед не Сфодрия, а Клеона. Или не дед, а... как там отец жены правильно зовётся? Тесть, кажется?
Похоже, именно дед заболел, ибо он обитал на побережье, соответственно и добираться к нему на корабле было довольно логично. Где жили в то время надорские цари, я, если честно, забыл. Или не знал. Даже забыл - знал или не знал
Одним словом ждём Хозяйку.
Угу.
Зять, я так понимаю, уже давно покойник, дочь - мать Сфодрия и Сервиллия, а они сами, в свою очередь, внуки. Но тогда действительно непонятно, почему не поехал Сервиллий.
Спасибо!
Просто то просто, но теперь можно со смаком, на полдюжины форумских тем, обсудить вопрос - "А почему же не поехал Сервиллий?"
Или иначе: "Почему не поехал Сервиллий - случайность, или коварный заговор?"
И те де...
Мило, что последующие события и версии вопросов не создали.
По прочим версиям вырастет целая ветка. ))))))))
А вообще класс.
От невинных забав Перитеда (по Иссерциалу) терпко пахнуло дворцом на острове Капри...
Не, шикарно. ))
Есть вопрос - а что там такого жутко неприличного
Кстати Эфсмий или Эфсий?
ЗЫ: Бедный Арсак! Ему пришлось изменить Сервиллию с какой-то девицей
А зачем девицу ЛОВИЛИ это к Иссерциалу. Видимо, "я так вижу" (С) неизвестный мастер неизвестного искусства.
У меня создали, да стесняюсь спросить.. Видимо, я все-таки либо сильно глюпый, либо недостаточно извращенный для того чтоб некоторые экивоки понять
Гайфский царь прислал соседу голову Эфсия и пообещал...
А имена что-то означают? Сервиллий - похоже от "серв", служить. А Сфодрий?
На это художество было угроблено куча времени и умучен известный питерский античник, который и поработал Иссерциалом. Я-то дальше Гармодия и Аристогитона не продвинулась...
Имена давал мой знакомый. Видимо, означают.
Ну, у меня появился-таки вопрос из разряда не слишком пристойных: все-таки Сервиллия ублажали, или оскопили (или и то и то?
Еще у меня появился вопрос по поводу превращения мужчины в женщину, но ведь это только легенда. Чего только нет в наших греческих, к примеру, мифах...
Заинтересовала версия, что Сервиллий изначально и был Сервиллией. Но тут вопросов, пожалуй, не возникает.
Мне кажется - гайифская (без выводов о божественности)
Кстати, а те четыре путника - Абвении, или "бывают и просто
сныпутники, доченька"?И ещё вопрос, который меня уже давно мучит: по легендам когда Абвениям надо было уйти, они породили потомков и ушли. Сколько времени прошло между "породили" и "ушли" и возвращались ли, как Ринальди, или "умерла так умерла"?
Мне больше всего нравятся гайифская и йернская версии (ставлю на йернскую).
А Иссерциал - продажный пиарщик...
Интереснее, впрочем, другое: насколько я помню, при первой публикации Gatty говорила, что не собирается включать эту легенду в текст ОЭ. Любопытно наблюдать за развитием авторского замысла...