Хорошо известный читателям моего дневника
Лев Вершинин решил заняться разбором такой регулярно поминаемой вещи, как сталинизм.
читать дальше
Цитирую Льва Рэмовича:
"В последнее время очень многие, кто с возмущением, кто с интересом, по ходу беседы спрашивали меня: "Да Вы, батенька, сталинист, что ли?". При этом, что интересно, попытки спросить, что, собственно, понимает собеседник под термином "сталинизм", наталкивались на стену. В лучшем случае, ответом становился общий, всем известный список как бы предосудительных деяний Иосифа Виссарионовича, достаточно обширный, но, в силу эмоциональности и слабого понимания причинно-следственных связей, с точки зрения как истории, так и политики совершенно бессмысленный. В свою очередь, терялся и я, ибо понятие "сталнизм", как бы широко оно ни было распространено, на поверку не несет никакой смысловой нагрузки. В самом деле, можно сказать "троцкизм", и всем понятно, что речь идет о теории перманентной революции в мировом масштабе; можно сказать "гитлеризм" ("нацизм") - и опять-таки всем ясно, что подразумевается теория единства "нации", как некоего мистического целого.; можно сказать "большевизм" или "якобинство" - и никто не станет оспаривать, что разговор будет о системе практических действий, основанной на изначальной абсолютизации собственной правоты и допустимости любых действий для ее утверждения. Можно, наконец... Да много чего можно. Проблема лишь в том, что "сталинизм" таким аршином никак не измеряется. Ни как система, ни как характеристика мышления и деятельности конкретного человека, пусть и крайне нердинарного (я, скажем, после долгих и сожных поисков смог в хорошо известной мне, то есть, не считая Китая, истории, найти только двух более или менее аналогичных персонажей, причем второй, скорее, менее). В общем, есть смысл и повод поговорить. Вот только тема неисчерпаемо велика. А потому позволю себе предложить интересующимся следующую схему работы: пусть всякий, кто пожелает, сбросит мне конкретные претензии к обсуждаемому персонажу, я же попытаюсь - в меру сил и разумения и, естественно, вместе с вами - разобраться в мотивах тех или иных действий. Разумеется, никого не шельмуя и не оправдывая, sine, как говорили древние, ira et studio..." (С) 1. Введение.2. Часть 1. Извлечение мух.3. Часть 2. Превратности метода.4. Часть 3. Каторга и ссылки.5. Часть 4 New! Прошу слова!