Давно собиралась высказаться, только было неудобно: дело явно не мое, а со стороны мои умствования будут походить на разведение чужой беды руками. И все же возня уже с третьим конкурсом убедила меня в том, что высказаться надо.
Я о первых в деревне, Риме (Париже, Олимпе etc) и желтой д’артаньяновской лошади. Первый раз я об этом задумалась, пытаясь найти в самом деле ОЧЕНЬ талантливых людей, которых знала в юности. Не нашла. Канули.
Потом я, регулярно занимаясь биографиями известных (как заслуженно, так и не очень) людей, заметила, как редко высот достигают, условно говоря, «школьные королевы» (о тех, кого тащат именитые родители и супруги, речи сейчас нет). Настоящие королевы, без подделок. Те, кто на фоне одноклассников (однокашников, театральной студии, спортивной секции, а теперь, видимо, и интернет-тусовки) был честной звездой. Я пыталась понять, почему талантливые, красивые, яркие личности сходят с беговой дорожки и к цели приходят те, кто на старте им уступал?
читать дальшеПонятно, почему теряется интерес к вырастающим вундеркиндам: скрипач-виртуоз в 12 лет – куншт, причем трогательный, в 25 – один из многих, и доказать право на первенство приходится иначе. Но почему парижи и римы завоевывают те, кто был вторым, третьим, пятым? Куда деваются первые?
Мне все чаще кажется, что это «первенство», повторяю, честное первенство, многих и губит. Королей играет свита, а короли к этой свите привыкают и, оставшись без нее, теряются. Человек привык быть первым. Привык, что он сам по себе - подарок, его внимание – предмет мечтаний, его мнение - истина, его первенство – норма жизни. Человек невольно переносит эту норму на весь мир, а она распространяется лишь на деревню, за пределами же деревни данного короля или королеву знать не знают и судят о них на общих основаниях. А в другом месте, еще не Риме, но уже не деревне – свои короли и у них своя свита.
Обычный человек, никогда не носивший короны, за пределами своей деревни чувствует себя нормально. Делает то, что считает нужным: ищет работу, налаживает контакты с другими людьми, принимает правила местной игры и очень часто выигрывает. Деревенский король – увы… Он часто просто НЕ ПОНИМАЕТ, что случилось. Почему здесь его не любят, не ценят, не падают ниц?! Ведь так было всегда, так было правильно, так было справедливо…
Почему тут носятся с этой рыжей клячей?! Почему снимают ту гусыню? Почему берут на должность того барана? В чем дело?! А дело в том, что Париж один, и покорять его надо постепенно, а не ждать, когда тебя подхватят на руки и водворят в Лувре. И уж тем более не ненавидеть тех, кто этого не делает.
И вот теперь то, ради чего я все это пишу. Короли и королевы, оставшись без свиты в чужом Париже, совершают две типовые ошибки, которые, ИМХО, их и губят. Одни недоумевают, огорчаются, расстраиваются и словно бы замирают. Иногда на месте. Иногда отползают в родную деревню. Их потенциальная энергия так и не переходит в кинетическую. Они потенциально талантливей, ярче, умнее тех, кто чего-то добивается, но они НЕ ДЕЛАЮТ НИЧЕГО. Просто тоскуют о несбывшемся, а то и деградируют. Им обидно. Им непонятно. Им несправедливо. И они, не желая никого ничему доказывать, теряют себя и подкладывают свинью всем, так как каждый талант уникален и неповторим.
Вторая ошибка еще печальней. Короли и королевы полагая (очень часто - не без оснований), что они умнее, талантливее, достойней тех, кому «везет», начинают… ненавидеть везунчиков. И тратят свою энергию на войну с «вышестоящими» королями. Иногда это смешно, чаще противно, и всегда - бесперспективно. Потому что, доказывая городу и миру, что Иванов – дурак, Петров – плагиатор, Сидоров не умеет рисовать, а Егорова – алкоголичка, люди теряют собственные открытия. книги, картины. Иванову, Петрову, Сидорову и Егоровой с высоты их тронов и трончиков плевать на обличения с обочины, а обличитель разменивается на ерунду и не создает того, что должен создать. И что, возможно, вознесло бы его выше тех, с кем он воюет.
Талантливые, яркие, потенциально великие, ну не надо залегать на дно, если вас не сразу заметили! И не надо бросаться с кулаками на тех, кто сейчас наверху. Путь к маршальскому жезлу начинается с продажи желтой лошади и квартирки у г-на Бонасье. А потом – рота г-на Дэзессара, «один за всех» и далее по тексту.
Ну представьте себе гасконца, который после первой же плюхи, бросил все и удалился в Беарн ныть и скулить? Или, того хлеще, возненавидев Тревиля и всех мушкетеров, потому что они уже мушкетеры, а его не взяли, в момент появления патруля гвардейцев возликовал и, подскакивая, завопил: «Так им и надо, этим гнусным мушкетеришкам!!! Арестуйте их, заколите их, потому что меня – МЕНЯ - к ним не приняли!»
Красиво? Перспективно? Вот то-то и оно…
Ну, мне все же кажется, что быть творцом- мастером, создающим свое, интереснее, нежели ремесленником, который чинит чужое. Ну, это такой банальный спор, что мне даже совестно аргументировать. Тыщу раз приводились примеры, что человек, ремонтирующий, допустим, радиоаппаратуру, может быть куда более творцом, нежели средний литератор.
Ми? Похоже тон и градус спора вышел уже куда-то за пределы обсуждения темы...
Нет, я не берусь говорить за всех, я лично говорю только о тех, кого знаю. И о том, в чем уверен...
И насколько я понимаю, мы говорили не о средних литераторах или художниках, а о тех, кто достиг высот. Кто является творцом. И не важно, что он творит- я встречал творцов-сантехников и творцов-водителей, и я знаю десятки несчатсных художников, музыкантов и писателй, которые.. не добились того, о чем мечтали. Но мы вроде бы сейчас о другом...О людях успешных и о тех, кто не достиг того успеха, котоый мог бы достичь. И о том, как им живется с этим...И почему так случилось...
О том, что талант, способности - это еще не все. Нужны еще мотивация и бесконечный труд...
Но мы вроде бы сейчас о другом.. - трабл в том, что не очень ясно, о чём мы на самом деле говорим. У меня пост Хозяйки вызывает совершенно иные ассоциации, нежели, к примеру, у Вас. Вот я и реагирую соответственно.
Мелкое имхо: мне не жаль начинающих злопыхать. Впрочем, как и [L]Гемме[/L] ( Гемма, я права?). Потому что уж коли дар и данные есть или были, так работай, твори, и нечего на весь свет обижаться. Т.е. есть варианты пробивных бездарей, коих обскакать в смысле карьеры никакого таланта не хватит, потому что не тем берут, но не только же они успешны...
Но вот как помочь не утратить потенциал вот таким обломавшимся?
А мне вспомнился Джек Лондон "Тысяча дюжин". Вроде на близкую тему.
По основному посту (разумеется имХо):
Кому-то бог даёт талант (которому, как известно, "надо помогать" ), кому-то пробивные способности (или умение "подлаживаться под генеральную линию" и т.д), а кого-то делает в-редактором издательства "Крылов"
Про зависть не вполне согласен - зачастую там бывают чувства типа моего отношения к "плюющим в колодец" (в разных смыслах) - брезгливая ненависть и ни грамма зависти. Ну вот стали бы все издательства принимать произведения по критериям "Крылова" - как бы вы относились к "успешным авторам"?
А может быть, наверное, и так: Взобравшись наконец на высокую гору (описание подъёма опустим), лягушка осмотрелась... и увидела вокруг настоящие ГОРЫ, по сравнению с которыми её - даже не холмик, а кочка. А главное - чтобы добраться до подножия даже самой близкой и малой горы - нужно опять лезть в болото...