про Алву, композицию и так далееНе было у меня ни малейшего желания высказывать это соображение до окончания выхода вообще, ибо полработы дураку не показывают, а умный просто ничего определенного говорить не должен. Но как-то так последние дни натолкнули на несколько соображений.
Во-первых, про Рокэ нашего фон Алву. читать дальшеЯ это понимаю довольно просто:
1) Алва, которому может быть посвящено хоть 3/4 текста – персонаж статичный. Его развитие вылущивается помаленьку из событий прошлого, но на момент развития основных событий он статичен; впрочем, как многие зрелые персонажи, как тому и положено быть по логике вещей. С ним происходят события, он находится в центре событий, он является событиеобразующей персоной (сюжетообразующим персонажем), но он не развивается как личность. Он уже развился. Где-то там, свои 10 лет назад. Мы видим "что выросло".
Развитие - в первую очередь удел «мальчиков», младшего поколения - начиная с Ричарда (деградация это тоже развитие, просто направление - вниз), заканчивая Герардом, который обозначен штрихами, но и он в плане развития интереснее, потому что он этим занимается. Алва же занимается осуществлением и реализацией. Что замечательно и увлекательно, но это движение не по вертикали, а по горизонтали. Марсель, Руппи, даже Жермон - тоже движутся по вертикали. Мне кажется, что это интереснее в сравнении.
2) Фон – может быть, на мой личный вкус, не 100% точное слово, но достаточно выражающее идею. Хотя я бы назвала это, наверное, портретом эпохи. Обобщенным и слегка идеализированным. Картина «Первый Маршал времен Излома». Он воплощает эту самую эпоху, все ее достоинства и недостатки. Качества, присущие многим, здесь собраны и заострены, хотя и оставлены в пределах достижимого для человека. Ах, да. Это портрет уходящей эпохи. Кто был таким же портретом 400 лет назад? Алан – застывший, негибкий человек, воплощение застывшей и негибкой державы?
Статичность + характерность = этот самый фон эпохи, из-за которого уже сломано столько копий. А быть этого фона текстово может сколько угодно. В любых ракурсах, с любым количеством реплик. Самых остроумных. Во-вторых, про композицию.читать дальше
По моему личному и не уточненному мнению, композиция сия представляет собой всего-навсего... схему зарождения и развития смерча. Он начинается на участке едва ли не с ладонь величиной; и действие начинается во вполне сопоставимых, кулуарных масштабах. Совет. Приграничная "маленькая" война. Уничтоженная семья. Сцена в будуаре. Дуэль. И постепенно смерч раскручивается, набирает силу, втягивает в себя все и вся, движется. Меняется масштаб - войн, интриг, трагедий, событий. Нарастает. Нарастает число втянутых смерчем в свою воронку. Это уже не история красавца-маршала и нелепого оруженосца, не история претендента на трон и его друга; не история вдовы и королевы - это стихийное бедствие, где разменной единицей становится армия, а единицей действующего лица – народ.
На момент финала «Шара судеб», вообще-то, конфликт уже вышел на уровень люди vs мир, на уровень метафизический. Дальше разве что на уровень люди vs мироздание; ну, недаром начинается-то все как раз с этого самого мироздания, с Одинокого и Этерны.
И в этой концепции не «Алвы стало меньше;» в ней мы просто отходим с каждым томом на шаг от разворачивающегося смерча, и видим все больше и больше. Больше людей, от которых зависит происходящее, больше мест действия, событий, обстоятельств... В ней уже один, даже самый-самый Первый Маршал не может быть центральным действующим лицом. Никто не может быть. Это уже «игра престолов», что называется. Держав и метафизик.
Так что по-моему все логично - и появление новых героев и мест, и прочее... это не дефекты, это нужная, неизбежная и единственно возможная композиция.
«Я так вижу!»(с)

заранее уведомляю - тащить можно!
Согласна. И очень логичная.
Спасибо.
Мне не нравится что с такой точки зрения - если я все понял правильно - Алве отказано в развитии (развился 10 лет назад и хватит с тебя
Опять таки субъективно "горизонталь" Алвы была намного интереснее для прочтения, чем некоторые поздновведенные "вертикали".
А по поводу во-вторых... в книгах мне всегда были интересны конкретные люди в конкретных обстоятельствах, поэтому история красавца-маршала и нелепого оруженосца,история претендента на трон и его друга, история вдовы и королевы для меня гораздо важнее некоего глобального конфликта "люди (в маштабе армии и народы) v мир"
И честно скажу, введение в сюжет "больше людей" лично мной уже воспринимается с трудом.
Я с удовольствием прочитал бы дриксенскую линию отдельной повестью -(и обязательно перечитаю только события в Дриксен потому что я наверняка что-то упустил важное) но в рамках всего романа возникало желание "перемотать" чего раньше я за собой не наблюдал.
Я взялась перечитывать последние книги специально для того, чтобы понять, зачем линия Дриксен получила такое широкое развитие. И честно говоря, для меня это до сих пор остается загадкой.
Возможно, на этот вопрос ответ будет получен потом, но сейчас есть субъективное ощущение, что эти главы только "сбивают темп" и в качестве отдельной повести эта история смотрелась бы изящнее.
Алве не отказано в развитии, он может меняться, но как личность он уже сформировался, рамки заданы. Любые изменения будут происходить в этих рамках.
А реплики - это часть маски, не более того. Я, кстати, думаю, что проявления собственного чувства юмора Алвы мы видим очень часто, но редко опознаем, потому что ситуации смешны для него самого, и ему, чтобы находить их смешными, не нужно, чтобы над ними смеялся кто-то еще.
А вопрос вкуса есть дело неотменимое. Я люблю змей. И мне нравилась эта большая черная змея. Я люблю летающих. И мне нравилась эта огромная серая бабочка. А оказалось, что это разные части одного слона. Но не просить же теперь автора разобрать слона на хобот, уши и хвост?
Р
ЗЫ: я НЕ считаю слово "фон" чем-то оскорбительным и унизительным. Также, что бы ни звучало сейчас, Алва, каким он был в первых книгах, никуда оттуда уже не денется. А то, что мнение и взгляд автора и читателя на персонажа могут не совпадать - так сие не ново. Посему "обиды" на автора мне в корне непонятны... Можно подумать, кто-то переиздал весь цикл, повырывав оттуда страницы с Рокэ...
ЗЗЫ: Уменьшение "удельного веса" Рокэ Алвы в повествовании после "Лика Победы" полагаю вполне объективно обоснованным и логичным. Как то странно, ИМХО, было бы посвящать третью часть книги тому, кто сидит в тюрьме, когда вокруг происходит столько всего интересного...
Именно
Эрэа, НАСТОЛЬКО ярко, кажетсЯ, я это выразить не смог. Снимаю шляпу.
Может, беда в том, что народ, привычный к "канонам фэнтези", до сих пор ждет, что Рокэ Алва окажется "богом из машины", который "может и плавать брассом, и спорить басом, и дрова рубить"? И теперь удивляются - как так! Главные события происходят на севере (дриксенский фронт) и в Олларии - а Рокэ то, понимаешь, банально НАХОДИТСЯ В ДРУГОМ МЕСТЕ. Ну непорядок же... все равно он должен...
И никак не поймут, что Рокэ - человек. Просто. Прежде. Всего. Человек. И никак не бог, и даже "не светлый всемогущий рыцарь-волшебник"...
Великолепное сравнение. И отлично сформулировано.
Спасибо.
Может, беда в том, что народ, привычный к "канонам фэнтези"...
Вот-вот. Ждут давно уже ставшего шаблонным сценария с одним персонажем, спасающим мир, а здесь: какое классическое фэнтези, какие, нафиг, шаблоны?! Тут один персонаж на чистом характере мир не спасет.
Потому что:
Рокэ - человек. Просто. Прежде. Всего. Человек. И никак не бог, и даже "не светлый всемогущий рыцарь-волшебник"...
Я с удовольствием прочитал бы дриксенскую линию отдельной повестью -(и обязательно перечитаю только события в Дриксен потому что я наверняка что-то упустил важное) но в рамках всего романа возникало желание "перемотать" чего раньше я за собой не наблюдал.
У меня наблюдалось то же самое. Причем, я именно "перематывала".
Во-первых, потому что интересно, да и герои симпатичны.
А во-вторых, давно уже убедилась, что лишнего в ОЭ не бывает. Обязательно рано или поздно сыграет. А "перемотавший" потом будет возмущаться, например, немотивированными, с его точки зрения, поступками героев.
И таки да. Дриксенскую линию (подразумевая под этим весь северный фронт, включая Жермона, Ойгена, Ноймаринена - твою кавалерию, да за одним этим родом ИМХО сколько всего кроется! - а также Руппи, Зеппа, Олафа... и даже Фридриха, Гудрун и Хохвенде и Бермессером) я полагаю не менее, а то и более важной для понимания мира Кэртианы, чем уважаемого мною Рокэ и его знания и таланты. Правда, это уже сугубейше ИМХО, которое в дискуссиях я все же не стал бы пускать в ход.
Но все же не советую никому ничего "перематывать".
То есть да, Р.Алва - личность зрелая и сформировавшаяся. Хотя и он меняется, надо заметить.
Но вот с тем, что Рокэ - сборный портрет уходящей эпохи у меня почему-то никак не получается согласиться. Я в нем вижу скорей человека во многом время опережающего, а не типичный продукт времени
Про композицию, в принципе, тоже согласна... мы это уже видели у Джордана. И так же как и там, при таком разрастании масштабов становится не так интересно читать тем, кого в книгах больше привлекают люди, а не политика и общемировые процессы. А тут ведь еще не только смерч разрастается, так еще и центр его смещается...
опять, кстати, не понимаю, что тут такого - я ж не предлагаю выкинуть Его Светлость на свалку истории. а что за 17 веком приходит 18, 19 и так далее - это же нормально. нам кто-то мешает уважать Александра Македонского, Суворова и Наполеона?
Дело не в том, что в этом "что-то такое", а в том, что у меня действительно данный герой как-то вот не ложится на портрет уходящей эпохи... может это недостатки моего восприятия, но вот так уж, и не в обидах дело, а просто в несогласии
Вообще-то, это довольно распространенная идея в фантастике.
А по поводу во-вторых... в книгах мне всегда были интересны конкретные люди в конкретных обстоятельствах, поэтому история красавца-маршала и нелепого оруженосца,история претендента на трон и его друга, история вдовы и королевы для меня гораздо важнее некоего глобального конфликта "люди (в маштабе армии и народы) v мир"
И честно скажу, введение в сюжет "больше людей" лично мной уже воспринимается с трудом.
Я с удовольствием прочитал бы дриксенскую линию отдельной повестью -(и обязательно перечитаю только события в Дриксен потому что я наверняка что-то упустил важное) но в рамках всего романа возникало желание "перемотать" чего раньше я за собой не наблюдал.
Извините за обширное цитирование. По вышеизложенному - ППКС.
Elendil но вот вопрос - как донести что-то, когда тебя, похоже, просто не желают слышать?
Наверное, то же самое могут сказать и сторонники другой точки зрения? Впрочем, тред в собственном дайри я пока не читала и понятия не имею, что там происходит. Хотя догадываюсь