Cogito, ergo sum.
Началось все с дурацкого разговора о плагиате с одним шапочным знакомым, одержимым идеей доказать, что Россия не является родиной ничего, будь то хоть слоны, хоть зайцы. На сей раз речь зашла о кинематографе (я не киноман и знания мои в сем предмете весьма ограничены), а именно о том, что "Москва, любовь моя" (1974), которую я не смотрела, содрана с "Истории любви"(1970), которую смотрела даже я. Ибо и там, и там повествуется о красивой взаимной любви и о смерти героини от неизлечимой болезни. И тут со мной, как всегда, возникла сложность, потому как "Москву" я не видела, зато по причине злостной испанофилии отлично знаю "Когда тебя нет" (1966), по которому учила язык и где сюжет держится на том же. На любви и на смерти героини от тяжелой неизлечимой болезни.
А дальше я припомнила "Богему", "Травиату" (хоть и не совсем кино, зато театр :) ) , "Цветы запоздалые", "Прокаженную", "Еще раз про любовь", "Посвящается Стелле"... И вот тут мне стало интересно - в самом ли деле режиссеры и сценаристы в любовных историях с трагическим концом (не по причине войны, революции, измен, вендетт или же интриг) чаще убивают женщин, а мужчин оставляют неутешно страдать на могиле? И, если правда, то почему? Господа киноманы, ау!



UPD! Мне вот тут консультант-историк подсказали мысль:
Героиня, умирая, "освобождает" обаятельного героя, при этом покидая его в раздрызге. Соответственно многие зрительницы (читательницы) с одной стороны на покойную не злятся (ишь, какого парня отхватила, а мы тута!), а с другой стороны пролонгируют ситуацию и видят себя утешающими и умужающими...

Комментарии
28.07.2011 в 03:42

М-мм, ну если с ходу и навскидку...
"Вестсайдская история" - Тони погибает, Мария остается в живых.
"Робин Гуд" - английский сериал, сезон с Майклом Праэдом - Робин погибает, Марион остается.
"Яростный кулак" с Брюсом Ли - хоть там и стоп-кадр в финале, но ясно же, что героя подстрелили, а не арестовали, а какая-то девица у него вроде, как мне помнится, была.
Еще подумаю - может, и еще вспомню. А о причинах чуть позже напишу.
28.07.2011 в 03:52

Cogito, ergo sum.
Эла, Робин Гуд, Бюсси, даже "Северная повесть" это все же другое. Это именно что "войны, революции, интриги, измены". А вот где мужчина погибает от долгой продолжительной (вспомнила Инсарова), недолгой (командор Резанов) болезни или от несчастного случая. :)
28.07.2011 в 04:08

Дама, приятная во всех отношениях
Гемма
Но женщины же редко гибнут в войнах и революциях (по крайней мере в литературе), потому что им по статусу не положено во всем этом участвовать. Поэтому женщины, если автору надо их убить, и умирают обычно от болезней, тяжелых родов или несчастных случаев. Наоборот бывает чаще всего в тех случаях, когда мужчина и женщина в нетипичных ролях. Например, есть такой неплохой фильм "Русский роман", там как раз мужчина умирает от болезни, но там женщина - революционерка, а мужчина ее удерживает и ждет дома.
И сейчас стереотипы остались прежние - мужчине как-то некомильфо умирать от болезни, ему куда выигрышнее погибнуть от бандитской пули или как и прежде на войне.
28.07.2011 в 04:12

Cogito, ergo sum.
Дымов умер от болезни. Правда там любовь была в одни ворота. :(
28.07.2011 в 06:11

"Насилие - это болезнь. Её не победишь, разнося её среди других людей" - "Её не победишь и если помрёшь".
Да с "Травиаты" и пошло. Вернее, с "Дамы с камелиями" Дюма-сына. Это не плагиат, это штамп.
28.07.2011 в 08:44

Монстрами вообще очень сложно управлять
"Вам и не снилось" - герой погибает (в литературном первоисточнике; в фильме - открытый финал, не очень понятно) от несчастного случая, героиня плачет над его поломанным телом.
28.07.2011 в 09:11

"NEC ASPERA TERRENT"
Кино не помню, но помню Ремарка "Жизнь взаймы"
28.07.2011 в 09:34

И это пройдет
"P.S. Я люблю тебя", "Он так и знал", правда, в последнем болезнь своеобразная...
28.07.2011 в 11:41

Вук, просто Вук
На эту же тему есть фильм "Осень в Нью-Йорке". Ну в обещем-то и "Прощай, оружие" и "Три товарища" тоже про то ж. Видимо, мужчинам в мировой литературе не позволительно умирать от болезней. Мачо не плачут.
28.07.2011 в 14:52

Coeur-de-Lion & Mastermind
TheMalcolm Мелко копаете :)) Механизм очень хорошо выше обрисован именно в изначальной позиции - мужчины - расходный материал для насильственных смертей, которые являются их сферой деятельности и обитания. У женщин сфера риска другая - взять те же роды, которыми мужчины не страдают по техническим причинам.
Плюс - физическая слабость обусловленная не только относительными природными параметрами, но и образом жизни - не столь подвижным, с кошмарными приспособлениями моды и... это уже усугубление чисто художественное - образ должен быть утончен и хрупок - еще более чем в реальности. Доведение до крайности этого идеала - ранняя смерть.

"О как мне жаль цветы,
Чей жребий - вянуть в цвете красоты!"
Виола "Двенадцатая ночь".
28.07.2011 в 15:29

"В каждой луже – запах океана..."
"Ну, смотрите, читали ли вы хоть раз такую сказку, где мать принцессы делает хоть что-то, а не просто умирает молодой? Я так и не смогла понять, что это – предупреждение или инструкция..."

Lois McMaster Bujold, "A Civil Campaign"

28.07.2011 в 15:34

Все люди такие разные, один я одинаковый.
"Умирая молодым" - смертельно болен мужчина (правда, на момент завершения фильма он еще жив); "Сладкий ноябрь" - та же ситуация, но с женщиной.
28.07.2011 в 16:49

"Насилие - это болезнь. Её не победишь, разнося её среди других людей" - "Её не победишь и если помрёшь".
Бранд - во всяком случае, до Дюма подобные сюжеты встречались намного реже, чем после. Кроме "Утраченных иллюзий" (а там это эпизод), я навскидку ничего и не припомню. Было ли что-то похожее у Диккенса?
Впрочем, мода на хрупких и утонченных эфемерид началась ненамного раньше.
28.07.2011 в 16:57

Coeur-de-Lion & Mastermind
до Дюма подобные сюжеты встречались намного реже, чем после.
:facepalm3: Особенно для современного читателя :))
28.07.2011 в 16:57

Все люди такие разные, один я одинаковый.
Было ли что-то похожее у Диккенса?
В "Дэвиде Копперфилде" первая жена главного героя, Дора, умерла еще совсем молодой через несколько лет после их свадьбы - от длительной болезни, вызванной то ли выкидышем, то ли преждевременными родами.
28.07.2011 в 17:05

Монстрами вообще очень сложно управлять
"Восхищенья не снесла,
и к обедне умерла.
Долго царь был неутешен..." (С) Нашевсе
28.07.2011 в 17:07

В добавлении к теме. Представление, что истинный мужчина не плачет, появилось много позже даже представлений о том, что женщина должна быть хрупкой. У того же Дюма в одной из сказок описываются разные слезы (в виде драгоценностей) — и особо упоминаются слезы мужчин, потерявших возлюбленных, но не упоминаются слезы женщин, потерявших своих любимых. То ли считалось, что гибель мужчины явление нормальное, то ли отсутствовало доверие к женским слезам.
28.07.2011 в 17:29

Олененок
Навскидку, в "Часах" и "Английском пациенте" умирали мужчины после продолжительной болезни и продолжительного...ммм...лечения. В "Незаконченной жизни" сюжет строился на смерти мужа и сына. В "Праздниках любви" один из героев умер от сердечной недостаточности или еще чего-то связанного с сердцем... В общем, если покопаться, бывает это не настолько редко, как кажется.
28.07.2011 в 17:32

"Насилие - это болезнь. Её не победишь, разнося её среди других людей" - "Её не победишь и если помрёшь".
Бранд - Особенно для современного читателя - Было бы интересно увидеть контрпримеры.
Инна ЛМ - В "Дэвиде Копперфилде" первая жена главного героя, Дора, умерла еще совсем молодой через несколько лет после их свадьбы - от длительной болезни, вызванной то ли выкидышем, то ли преждевременными родами. - это не то. Любимая жена и возлюбленная - два разных архетипа.
28.07.2011 в 18:08

Нормальность в этом мире неуместна (с)
Любимая жена и возлюбленная - два разных архетипа.
Не факт.. все в той же "Истории любви" умерла жена.. а фильм уж куда архетипичней...
28.07.2011 в 18:30

"Насилие - это болезнь. Её не победишь, разнося её среди других людей" - "Её не победишь и если помрёшь".
Ro - не факт.. все в той же "Истории любви" умерла жена.. а фильм уж куда архетипичней... - так это уже двадцатый век. Разница утратилась.
28.07.2011 в 18:34

Coeur-de-Lion & Mastermind
TheMalcolm Вам машину времени подогнать? :lol:

Элейн, влюбленная в Ланселота. Матушка Золушки, Белоснежки, и т.п. Во многих легендах Гвенивер - три разных жены Артура, две первые быстро кончились. Масса легенд, связанных с девушками, умершими до свадьбы. Шекспира я из 20-го века упомянул? Персонажи говорят об этой же ситуации как о данности - "штампе" в реальности в те времена. Женщина - существо слабое. Ветер дунул, свеча погасла.

Тут не примеры нужны. Тут дело в логике и частично в архетипах.
И то и другое уже упоминалось.
Плюс - что действительно добавили относительно позднейшие эпохи - сам жанр печали по этому поводу, вместе со всем сентиментализмом. Усугубленный всякими чахотками, развивавшимися в сырых плохоотапливаемых помещениях, общей эпохой чуть большей рафинированности чем прежде, что дурно сказывалось на общей закалке, нездоровый образ жизни в городах и т.п. Когда на это вообще соизволили обратить внимание вместо "ну померла так померла".
28.07.2011 в 18:49

"Насилие - это болезнь. Её не победишь, разнося её среди других людей" - "Её не победишь и если помрёшь".
Бранд - Вам машину времени подогнать? - Нет, спасибо, не вижу необходимости.
28.07.2011 в 18:55

Coeur-de-Lion & Mastermind
Соответственно многие зрительницы (читательницы) с одной стороны на покойную не злятся

Сдается мне, авторы-мужчины, которых было подавляющее большинство, мало обращали внимания на женскую психологию в данном вопросе до сильно книжно-индустриального периода :))
28.07.2011 в 19:00

Coeur-de-Lion & Mastermind
Вот кстати говоря, учитывая историю и психологию авторов-мужчин, особой притягательностью обладает образ "недоступной дамы". Куда попадают и Пречистая Дева, и героини куртуазного периода, и те, в честь которых просто совершают подвиги, потому что иначе не достать - это сублимирует энергию и двигает прогресс. Что может быть недоступнее покойницы? :) Чистого идеала? Практически ангела? :)

"По святой, что там, в Эдеме, ангелы зовут Линор..."
28.07.2011 в 20:02

"Насилие - это болезнь. Её не победишь, разнося её среди других людей" - "Её не победишь и если помрёшь".
Бранд - Плюс - что действительно добавили относительно позднейшие эпохи - сам жанр печали по этому поводу, вместе со всем сентиментализмом. Ок, было дело.
Но всё-таки я бы хотел ссылок на "девушек, умерших до свадьбы". Умерших не насильственной смертью. До свадьбы. Девушек.
Я даже не спорю уже, мне искренне интересно.
28.07.2011 в 20:09

"NEC ASPERA TERRENT"
Золя. Мечта. Померла прямо на свадьбе.
28.07.2011 в 20:29

Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
Гемма не так давно смотрела "Ваниль и шоколад", там у Хоакина Кортеса (того самого, байлаора) совершенно нетанцевальная роль художника, возлюбленного героини, который умирает от рака. А она остается с мужем, с которым у них давно охлаждение и разлад... Правда, финал вроде как намекает на возможное восстановление отношений, но только намекает.
28.07.2011 в 20:35

"Насилие - это болезнь. Её не победишь, разнося её среди других людей" - "Её не победишь и если помрёшь".
hound - The Lady of the Camellias (Camille) (1848)
Золя, судя по Вики, первый роман опубликовал в 1864ом году.
29.07.2011 в 00:02

Боже, помоги мне быть таким человеком, каким меня считает моя собака!
Героиня, умирая, "освобождает" обаятельного героя, при этом покидая его в раздрызге. Соответственно многие зрительницы (читательницы) с одной стороны на покойную не злятся (ишь, какого парня отхватила, а мы тута!), а с другой стороны пролонгируют ситуацию и видят себя утешающими и умужающими...
Резонно. Правда, только в том случае, если вещь гендерно ориентирована.