Cogito, ergo sum.
Началось все с дурацкого разговора о плагиате с одним шапочным знакомым, одержимым идеей доказать, что Россия не является родиной ничего, будь то хоть слоны, хоть зайцы. На сей раз речь зашла о кинематографе (я не киноман и знания мои в сем предмете весьма ограничены), а именно о том, что "Москва, любовь моя" (1974), которую я не смотрела, содрана с "Истории любви"(1970), которую смотрела даже я. Ибо и там, и там повествуется о красивой взаимной любви и о смерти героини от неизлечимой болезни. И тут со мной, как всегда, возникла сложность, потому как "Москву" я не видела, зато по причине злостной испанофилии отлично знаю "Когда тебя нет" (1966), по которому учила язык и где сюжет держится на том же. На любви и на смерти героини от тяжелой неизлечимой болезни.
А дальше я припомнила "Богему", "Травиату" (хоть и не совсем кино, зато театр
) , "Цветы запоздалые", "Прокаженную", "Еще раз про любовь", "Посвящается Стелле"... И вот тут мне стало интересно - в самом ли деле режиссеры и сценаристы в любовных историях с трагическим концом (не по причине войны, революции, измен, вендетт или же интриг) чаще убивают женщин, а мужчин оставляют неутешно страдать на могиле? И, если правда, то почему? Господа киноманы, ау!
UPD! Мне вот тут консультант-историк подсказали мысль:
Героиня, умирая, "освобождает" обаятельного героя, при этом покидая его в раздрызге. Соответственно многие зрительницы (читательницы) с одной стороны на покойную не злятся (ишь, какого парня отхватила, а мы тута!), а с другой стороны пролонгируют ситуацию и видят себя утешающими и умужающими...
А дальше я припомнила "Богему", "Травиату" (хоть и не совсем кино, зато театр

UPD! Мне вот тут консультант-историк подсказали мысль:
Героиня, умирая, "освобождает" обаятельного героя, при этом покидая его в раздрызге. Соответственно многие зрительницы (читательницы) с одной стороны на покойную не злятся (ишь, какого парня отхватила, а мы тута!), а с другой стороны пролонгируют ситуацию и видят себя утешающими и умужающими...
"Вестсайдская история" - Тони погибает, Мария остается в живых.
"Робин Гуд" - английский сериал, сезон с Майклом Праэдом - Робин погибает, Марион остается.
"Яростный кулак" с Брюсом Ли - хоть там и стоп-кадр в финале, но ясно же, что героя подстрелили, а не арестовали, а какая-то девица у него вроде, как мне помнится, была.
Еще подумаю - может, и еще вспомню. А о причинах чуть позже напишу.
Но женщины же редко гибнут в войнах и революциях (по крайней мере в литературе), потому что им по статусу не положено во всем этом участвовать. Поэтому женщины, если автору надо их убить, и умирают обычно от болезней, тяжелых родов или несчастных случаев. Наоборот бывает чаще всего в тех случаях, когда мужчина и женщина в нетипичных ролях. Например, есть такой неплохой фильм "Русский роман", там как раз мужчина умирает от болезни, но там женщина - революционерка, а мужчина ее удерживает и ждет дома.
И сейчас стереотипы остались прежние - мужчине как-то некомильфо умирать от болезни, ему куда выигрышнее погибнуть от бандитской пули или как и прежде на войне.
Плюс - физическая слабость обусловленная не только относительными природными параметрами, но и образом жизни - не столь подвижным, с кошмарными приспособлениями моды и... это уже усугубление чисто художественное - образ должен быть утончен и хрупок - еще более чем в реальности. Доведение до крайности этого идеала - ранняя смерть.
"О как мне жаль цветы,
Чей жребий - вянуть в цвете красоты!"
Виола "Двенадцатая ночь".
Впрочем, мода на хрупких и утонченных эфемерид началась ненамного раньше.
В "Дэвиде Копперфилде" первая жена главного героя, Дора, умерла еще совсем молодой через несколько лет после их свадьбы - от длительной болезни, вызванной то ли выкидышем, то ли преждевременными родами.
и к обедне умерла.
Долго царь был неутешен..." (С) Нашевсе
Инна ЛМ - В "Дэвиде Копперфилде" первая жена главного героя, Дора, умерла еще совсем молодой через несколько лет после их свадьбы - от длительной болезни, вызванной то ли выкидышем, то ли преждевременными родами. - это не то. Любимая жена и возлюбленная - два разных архетипа.
Не факт.. все в той же "Истории любви" умерла жена.. а фильм уж куда архетипичней...
Элейн, влюбленная в Ланселота. Матушка Золушки, Белоснежки, и т.п. Во многих легендах Гвенивер - три разных жены Артура, две первые быстро кончились. Масса легенд, связанных с девушками, умершими до свадьбы. Шекспира я из 20-го века упомянул? Персонажи говорят об этой же ситуации как о данности - "штампе" в реальности в те времена. Женщина - существо слабое. Ветер дунул, свеча погасла.
Тут не примеры нужны. Тут дело в логике и частично в архетипах.
И то и другое уже упоминалось.
Плюс - что действительно добавили относительно позднейшие эпохи - сам жанр печали по этому поводу, вместе со всем сентиментализмом. Усугубленный всякими чахотками, развивавшимися в сырых плохоотапливаемых помещениях, общей эпохой чуть большей рафинированности чем прежде, что дурно сказывалось на общей закалке, нездоровый образ жизни в городах и т.п. Когда на это вообще соизволили обратить внимание вместо "ну померла так померла".
Сдается мне, авторы-мужчины, которых было подавляющее большинство, мало обращали внимания на женскую психологию в данном вопросе до сильно книжно-индустриального периода
"По святой, что там, в Эдеме, ангелы зовут Линор..."
Но всё-таки я бы хотел ссылок на "девушек, умерших до свадьбы". Умерших не насильственной смертью. До свадьбы. Девушек.
Я даже не спорю уже, мне искренне интересно.
Золя, судя по Вики, первый роман опубликовал в 1864ом году.
Резонно. Правда, только в том случае, если вещь гендерно ориентирована.