Cogito, ergo sum.
07.05.2009 в 19:47
Пишет Вук Задунайский:Сейчас мне скажут, что я гоню ересь. Но мне кажется, что будущее фантастики (ну и фэнтези тоже) пролегает куда-то в направлении альтернативной истории (квазиистории). Вот как-то так...
URL записи
Проще простого. Берём хромого...
И возвращаем до хромоты.
Кто соломки подстелет? Ты?
А будущее - оно туманно.
Забредёшь не туда - потеряешься.
Поздно будет - когда раскаешься,
Что повёл по пути обмана.
Вместо гор оказалась яма.
А с другой стороны - это может период такой. И смотрение назад - вполне закономерно и полезно. Водитель за рулем смотрит и вперед, и в зеркальце заднего вида попеременно, если он чего-то не видит - ДТП не дремлет. Недавно мы смотрели вперед - сейчас мы смотрим в зеркальце. Завтра опять вперед будем смотреть.
А с другой стороны - это может период такой. И смотрение назад - вполне закономерно и полезно. Водитель за рулем смотрит и вперед, и в зеркальце заднего вида попеременно, если он чего-то не видит - ДТП не дремлет. Недавно мы смотрели вперед - сейчас мы смотрим в зеркальце. Завтра опять вперед будем смотреть.
Кстати, имхо - хорошее сравнение.
А вот теория линейного прогресса истории, получившая наибольшее воплощение в духе немецкого народа...
Может быть альтистория и квазиистория отчасти занимают нишу социальной фантастики? И это ведь не только у нас. Нилу Стивенсону для постановки определенных вопросов сначала потребовалась воскрешенная в нановарианте викторианская Англия, а потом он и просто "провалился" в эпоху барокко. А Веберу с Флинтом не хватило футуристических космических государств как поля для социального конструирования и они провалили американский рудничный городок в Германию тридцатилетней войны.
Р
как всегда в совсем разные направления
как оно это делало и 10 и 20 лет назад.
И есть надежда что теперь положение существенно улучшится?
Альтернативная история - очень уязвимый жанр. И с фактологической и с идеалогической точки зрения.
Р
В каком смысле? Напишут убедительный вариант? Не знаю. Было бы интересно.
Перестанут "прорабатывать" явно болезненную тему? Вряд ли.
Р
К монархии, по заветам Уго Варотти?
Альтернативная история - очень уязвимый жанр. И с фактологической и с идеалогической точки зрения. зависит от квалификации автора. Учим английский, читаем "Пушки Юга" Тортлдава - ИМХО, идеально написано. А вот переводиться на русский не будет, потому как покупаться не будет - ну кто тут будет покупать альтернативку про войну Севера и Юга? Но вопрос о соотношении случайного и закономерного в историческом процессе там решен - ИМХО - действительно идеально. И никакой тебе фактологической или идеологической уязвимости. Железно выстроено.
На русском я бы почитал с удовольствием, если оно того и правда стоит.
К вопросу об интересных и убедительных версиях, мысль в сторону: вот "Львы Аль-Рассана" Кея - не то альтистория, не то квазиистория. Иберийский полуостров и реконкиста. Конец там достаточно горький. Начало зарождаться что-то новое, появился шанс - и банально не хватило времени, история никого не ждет. Но для тех, кто реальную историю знает не в рамках учебника, там есть еще один пласт: вот этот горький конец книги, он, на самом деле, чистой воды хэппи-энд. Потому что в нашей реальности все вышло намного хуже. И страну объединили другие люди, и позже, и по-иному, и с катастрофическими последствиями. И судьба прототипов основных персонажей, за парочкой исключений, сложилась так тухло, что хоть плачь. Но персонажи о существовании нашей версии истории не знают. Им неизвестно, какую яму они обошли. Для них их мир - единственный. Если такое сделать точно, то оценка с исторической точки зрения будет дополнительным фактором в плюс.
А минуса бояться, в лес не ходить. Тем более, что никто не застрахован. Сам видел, какие баталии вокруг любой мелочи в ОЭ разыгрываются.
Р
Шалион не альтистория.
Сам видел, какие баталии вокруг любой мелочи в ОЭ разыгрываются.
Мне кажется, это другое. За всех говорить не могу, но для меня в основе споров вокруг Этерны лежит достраивание картины по шрихам. Когда картины явно не совпадают, я пытаюсь объяснить почему у меня нарисовалось именно так. Естественно, в ход идут закономерности истории, как я их понимаю. Со стороны должно выглядеть жутко, но все равно это (исключения бывают) не критика мира, а спор о том какие заключения можно сделать на основании текста.
вот "Львы Аль-Рассана" Кея
Это мне еще предстоит прочитать
Ela Но вопрос о соотношении случайного и закономерного в историческом процессе там решен - ИМХО - действительно идеально.
Я же не говорю что это в принципе невозможно. А о чем роман? Я имею в виду не сюжет, а задачу, которую он решает - о чем (по твоему)?
Р