Cogito, ergo sum.
22.05.2009 в 18:10
Пишет Ela:Можно или нельзя?
Дискуссия бушует, время от времени переплескиваясь в несколько неожиданные стороны - иногда мне просто странно видеть, кто и что вычитывает и как на это вычитанное реагирует - а у меня возникает впечатление (возможно, преувеличенное), что часть дискутантов исходит из посылки, явной или неявной, что гению можно всё. И что если произведение взывает к гуманности, то цель оправдывает средства.
Всегда?
Автор пользуется доверием растерянной юной девушки и выкладывает в свой текст то, что она рассказала ему одному, доверяя его порядочности.
Автор не просто пользуется чьей-то биографией при создании отнюдь не документального произведения, пересобачивая ее, но и настаивает на портретном сходстве с прототипом, вынуждая к этому иллюстратора - а прототип еще жив, кстати.
Автор приписывает историческому лицу не совершенные им подлости.
Автор пишет повесть о своих друзьях, выводя их под очень прозрачными псевдонимами, в духе отнюдь не дружеской шутки, а очень язвительно-зло.
Автор измывается над обмороком коллеги по перу.
Автор пересказывает историю о человеческой взаимопомощи как историю о человечком равнодушии, меняя аксессуары.
Автор по ходу исторического романа приписывает деяния одного из персонажей его врагам и очерняет врага на основании этих жеяний.
И так далее.
Автору можно всё?
Или все- таки нет?
А если нет - где пролегает, с вашей точки зрения, граница "нельзя"? Будьте добры пояснить вашу точку зрения в комментах.
URL записиДискуссия бушует, время от времени переплескиваясь в несколько неожиданные стороны - иногда мне просто странно видеть, кто и что вычитывает и как на это вычитанное реагирует - а у меня возникает впечатление (возможно, преувеличенное), что часть дискутантов исходит из посылки, явной или неявной, что гению можно всё. И что если произведение взывает к гуманности, то цель оправдывает средства.
Всегда?
Автор пользуется доверием растерянной юной девушки и выкладывает в свой текст то, что она рассказала ему одному, доверяя его порядочности.
Автор не просто пользуется чьей-то биографией при создании отнюдь не документального произведения, пересобачивая ее, но и настаивает на портретном сходстве с прототипом, вынуждая к этому иллюстратора - а прототип еще жив, кстати.
Автор приписывает историческому лицу не совершенные им подлости.
Автор пишет повесть о своих друзьях, выводя их под очень прозрачными псевдонимами, в духе отнюдь не дружеской шутки, а очень язвительно-зло.
Автор измывается над обмороком коллеги по перу.
Автор пересказывает историю о человеческой взаимопомощи как историю о человечком равнодушии, меняя аксессуары.
Автор по ходу исторического романа приписывает деяния одного из персонажей его врагам и очерняет врага на основании этих жеяний.
И так далее.
Автору можно всё?
Или все- таки нет?
А если нет - где пролегает, с вашей точки зрения, граница "нельзя"? Будьте добры пояснить вашу точку зрения в комментах.
ИМХО, всё нельзя никому, а гению "нельзее" многих, потому я опрос и открыла. С примерами.
Очень простая. Оскорбленный пятиклассник написал на стенке "Мишка - дурак!", и никого это кроме дворника не волнует. А Пушкин в порыве ревности и обиды обозвал графа Воронцова, несправедливо обозвал, пакостно, и прилипло. И вспоминают не "1806 участвовал в битве при Пултуски, 1807 при Фридланде 1809-10 был при штурме Базарджика, занял Ловчу, Плевну, Сельви. Ранен под Бородиным, 1813 был в битве под Лейпцигом, 1814 при Крионе выдержал бой против самого Наполеона. Под Парижем взял предместье Ла-Виллет, 1815-18 командовал оккупацион. корпусом во Франции, 1823 новоросс. губерн. и наместник Бесарабии; много сделал для развития Одессы и всего края, 1828 вместо раненого Меньшикова успешно вел осаду Варны, 1814 на Кавказе главнокомандующий и наместник с неогранич. полномочиями, 1845, действуя против Шамиля, взял Андию, Дарго, за что получил звание светлейш. князя", а четыре строчки, написанные разобиженным "гениальным шалопаем" (С) А.М.Городницкий.
Писателю (художнику, композитору,...) дана огромная власть. И этические ограничения для него должны быть куда более ежовыми, чем для обычных людей.
Разумеется, всё - нельзя никому. Без вопросов.
А так... это та уловка-22, которая создаёт крупные проблемы модерирования, при её непонимании: оценка текста и оценка человека - это две совершенно разные и не связанные между собой вещи. Зачастую резко расходящиемя. В отношении современности, это как правило выражается в ситуациях вида: "текст - дерьмо, но автора могу уважать".
В отношении классики, разумный подход, с моей точки зрения: "текст прекрасен, а на заморочки автора автора пофиг". "Ричард III" - потрясающая вещь, вне зависимости от.
Но: существует очень многочисленная прослойка людей, лоббирующая точку зрения, что раз тексты вечны, то и автор - наше всё, и критиковать его не сметь, нельзя его воспринимать иначе как икону. Они неправы абсолютно.
У нас в обществе, к сожалению, есть какое-то нездоровое преклонение перед гениями, его надо выбивать.
А я разве против?
Стихи, может быть, и хорошие, но подоплека и эффект от них - не слишком.
Возьмём того же "Ричарда". Сама по себе трагедь хороша, и если бы он подставил другие имена-фамилии, сменил декорации, уменьшил масштаб, то было бы вообще замечательно. Но мы имеем, что имеем: оклеветанный король, ложь, тянущаяся сквозь века и тысячилетия. Конечно, это не делает Шекспира мерзавцем, негодяем и квинтэссенцией мирового зла, и он вполне заслуживает уважения. Но за другое. А такой поступок ни его не красит, ни Тюдоров, всё это замутивших. И поэтому надо отдавать себе отчёт в своих действиях и словах, тем более если слова слышны далеко и долго.
Представьте себе, что один диктор на ТВ, в целом, хороший человек и приятный собеседник, вдруг на всю страну/область/город заявил, что-де горажданка Пупкина ему в магазине взвесила не 500 грамм печения, а 450, да ещё и обсчитала на целых пять рублей. Да даже если не на 50 грамм и не пять рублей, то кричать об этом в эфире - крайне нелогично и неэтично. А ведь человек дейсвительно может быть хорошим.
И с гения действительно спрашивается больше, чем с обычного человека - тот, кому больше дано, несет большую ответственность за свои поступки в той области, где дано больше.
И с гения действительно спрашивается больше, чем с обычного человека - тот, кому больше дано, несет большую ответственность за свои поступки в той области, где дано больше. - Пардоньте, но это внутренне противоречивый поток слов. Что Вы сказать-то хотели? Что если гений позволит себе явное злодейство, то нужно будет его из гениев разжаловать? Или, наоборот, простить, ибо "преклонение перед гениями существует в любом обществе"? Не улавливаю мысли.
Автор не просто пользуется чьей-то биографией при создании отнюдь не документального произведения, пересобачивая ее, но и настаивает на портретном сходстве с прототипом, вынуждая к этому иллюстратора - а прототип еще жив, кстати.
Автор пишет повесть о своих друзьях, выводя их под очень прозрачными псевдонимами, в духе отнюдь не дружеской шутки, а очень язвительно-зло.
Автор измывается над обмороком коллеги по перу.
не стоит:
Автор приписывает историческому лицу не совершенные им подлости.
Автор по ходу исторического романа приписывает деяния одного из персонажей его врагам и очерняет врага на основании этих жеяний.
неясно:
Автор пользуется доверием растерянной юной девушки и выкладывает в свой текст то, что она рассказала ему одному, доверяя его порядочности. - он указал ее имя? из текста ее знакомые могут понять, о ком речь?
можно:
Автор пересказывает историю о человеческой взаимопомощи как историю о человечком равнодушии, меняя аксессуары.
Что если гений позволит себе явное злодейство, то нужно будет его из гениев разжаловать? Или, наоборот, простить, ибо "преклонение перед гениями существует в любом обществе"?
По мне, не то, и не другое. Потому что гениеями становятся не за злодейства д
а и разжаловать проблематично, хлопот не оберёшься, но и прощать нельзя. Потому что слышно далеко и долго не только ими сказанную правду, но и ложь.Благословенная будь фэнтези, тут всё можно.
Пока прерывался - Вы уже ответили. ППКС.
Если автору ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочется увековечиться между строк свого творения полным... собой... Но только если действительно. Потому что не сегодня, так послезавтра среди его читателей непременно найдутся вредные сущности, способные это междустрочное вполне разборчиво извлекать.
Вспомнился живой прецедент, когда однокурсник, воспользовавшись случаем окончания фил- и психфака одновременно, разложил кое-что из нетленной классики по "букварю" мотивационного анализа прямо на защите диплома. Комиссия была... счастлива. Классики, к собственному счастью, не слышали.
Сергей Светлый, видимо, я понял то, что Вы хотели сказать.
Однако каждый читатель свободен в силу своего разума и знания жизни на отношение (а) к произведению и (б) к самому автору. Вне зависимости от того - признан автор гением или нет. Ведь любое художественное произведение (даже гениальное) - это всего лишь преломление взгляда автора, это - не истина в последней инстанции.
Все, что описано выше - ИМХО, это лишь критерии, на основании которых строится отношение. Для кого-то Шейкспир как автор "Ричарда III" - злонамеренный негодяй, исказитель и очернитель, а для кого-то - талантливый автор, написавший сильное произведение на основании недостоверных знаний и данных, однако по объективным причинам.
Но никто из нас не может ничего перечеркнуть на основании этих критериев - не личность автора, ни само произведение. Они такие какие есть. И давать "советы" - вот тут автор должен был... - это все равно, что кричать "Профессор был не прав, я там был, я видел!"
Мы можем только сказать, "мне не нравится, что...", "я считаю не правильным, что..."
И все.
Да, да, да!!!
Отлично сказано!
К тому же (это об ответственности гения
А что касается
Ela текст-то художественный - но все стопроцентно узнаваемо.
- ну так это узнаваемо ДЛЯ ЗНАКОМЫХ, а для основной массы читателей - это просто художественное произведение с некой героиней. Отлично, если хорошее. Всегда вокруг автора найдутся слабонервные люди, которые будут говорить: "А это он меня имел в виду! Ославить хотел, обидеть." Автор по-любому берет сюжет из жизни - и преломляет его сообразно со своим замыслом.
Графу было весьма неприятно слышать эти стишки, в первую очередь, потому что они распространились среди его знакомых(круга общения). а он состоял в тч из взрослых, умных людей.
Ваське-пятикласснику, к которому с подачи Сашки-одноклассника прилипло прозвище, допустим, "Ослоед", ничуть не легче... Скорее гораздо сложнее... Вот и получается, что великий Пушкин мог своему знакомому навредить гораздо меньше, чем пятиклассник.
И при чём тут гений?
С Шекспиром - тут политика уже... это другое...
Если я-пятиклассник зайду в соседний класс и попрошу знакомого шестиклассника-поэта стихотворно моего одноклассника обгадить - это, конечно, не совсем этично, но укладывается в стандарты человеческого поведения....
И опять же, при чем тут гений?
Так что навредить гений может не просто на всю оставшуюся жизнь, а и на изрядный кусок посмертия...
Сальери - тоже недостаточно хороший пример. Как известно, этот человек был помещен в сумасшедший дом... и там высказывал разные идеи, в том числе, что он сам отравил Моцарта, чем породил эту легенду. Так что... Сальери сам себе подгадил. Задолго до Пушкина.
А если без шуток - Пушкин написал не историческую работу "Кто отравил Моцарта?", а художественное произведение, где говорил о вечном вопросе - гении и злодействе.
Или вы ради исторической правды хотите вычеркнуть произведения Пушкина и Шекспира из бытия? Или призвать их авторов к ответу?
А может, надо воспитывать подрастающие поколения, чтобы умели отличать литературное произведение от исторической правды, аллегорию от истории, философию от фактов? Чтобы над ними не довлели мифы? Может, стоит бороться за это? За незашоренность умов, за то, чтобы люди перестали быть "ленивы и нелюбопытны". Заниматься просвещением - в силу своих возможностей. А не создавать "Моральный кодекс гения", тем более, что гениям на этот кодекс...
Гению можно не все... Ай-яй-яй, поставим в угол, погрозим пальчиком... посмертно? Или выберем "неправильные" произведения гением и заклеймим? К чему в итоге мы должны прийти?
По-моему, проблема не в том. А в чем - я уже попытался сформулировать выше. Прошу прощения, если был несколько резок.