Cogito, ergo sum.
Итоги опроса, в связи с коимии поднимаю запись:
Наибольшему числу ответивших (22.3%)школьные уроки литературы привила стойкое отвращение, но не к литературе, а к возведению в абсолют чужого мнения
На втором месте (20,42%) те, на формирование литературного вкуса которых школа не повлияла.
На третьем (14%) те, кому школа затормозила восприятие классики.
Остальные варианты распределились более или менее равномерно.
_______________________________________________________________
Глянула очередное обсуждение на форуме. А там умнейший Борис Тух сказал, что "90% учителей литературы способны привить стойкое отвращение к самым гениальным книгам".
Лично у меня отвращение и любовь что к официальной классике, что к прочей литературе как-то сами отрастали. Школа, если к чему и привила отвращение, так к тем, кого Иосиф Виссарионович величал талмудистами и начетчиками. Попугайно повторять частные мнения (хоть Белинского с Добролюбовым, хоть товарища Жданова, хоть авторов учебников и хрестоматий) и писать типичные сочинения о типичных представителях типичного и в самом деле тошно, ну да не о том речь.
И стало мне любопытно, как школьная "Литература" влияет на отношение к тому, что на ней "проходят".
Наибольшему числу ответивших (22.3%)школьные уроки литературы привила стойкое отвращение, но не к литературе, а к возведению в абсолют чужого мнения
На втором месте (20,42%) те, на формирование литературного вкуса которых школа не повлияла.
На третьем (14%) те, кому школа затормозила восприятие классики.
Остальные варианты распределились более или менее равномерно.
_______________________________________________________________
Глянула очередное обсуждение на форуме. А там умнейший Борис Тух сказал, что "90% учителей литературы способны привить стойкое отвращение к самым гениальным книгам".
Лично у меня отвращение и любовь что к официальной классике, что к прочей литературе как-то сами отрастали. Школа, если к чему и привила отвращение, так к тем, кого Иосиф Виссарионович величал талмудистами и начетчиками. Попугайно повторять частные мнения (хоть Белинского с Добролюбовым, хоть товарища Жданова, хоть авторов учебников и хрестоматий) и писать типичные сочинения о типичных представителях типичного и в самом деле тошно, ну да не о том речь.
И стало мне любопытно, как школьная "Литература" влияет на отношение к тому, что на ней "проходят".
Вопрос: Как школа повлияла на ваше отношение к классической литературе?
1. Привила стойкое отвращение | 29 | (5.38%) | |
2. Привила стойкое отвращение, но не к литературе, а к критике | 38 | (7.05%) | |
3. Привила стойкое отвращение, но не к литературе, а к возведению в абсолют чужого мнения | 123 | (22.82%) | |
4. Привила уважение, но отбила охоту перечитывать | 35 | (6.49%) | |
5. Никак не повлияла. Я сам решаю, что и почему мне нравится | 112 | (20.78%) | |
6. Затормозила мое восприятие классики. Вернулся к ней через годы и с большим трудом | 75 | (13.91%) | |
7. Прочитал только благодаря программе. Больше не открою, но знать это надо | 33 | (6.12%) | |
8. Задала направление движения, а дальше я сам | 37 | (6.86%) | |
9. Открыла для меня мир большой литературы | 35 | (6.49%) | |
10. Другое | 22 | (4.08%) | |
Всего: | 539 Всего проголосовало: 379 |
В общем, очень рада, что школа мне никак не помешала любить литературу всей душой, что я с успехом и делаю по сей день.
Если бы не школа, я, возможно, намного позже прочел бы Чехова, Блока и Достоевского. Но прочел я их только потому, что не поверил в то, что составители школьной программы по литературе включили в нее лучшее из Чехова, Блока, Достоевского. Я в школе все читал с точностью до наоборот: я у Некрасова только "Кому на Руси жить хорошо" и не прочитал. У Блока прочел "Двенадцать", понял, что дрянь. Потом прочел "Скифов". Решил, что это получше. И начал читать настоящую поэзию Блока. Да так, что у меня отбирали книгу на поесть, поспать, сходить в школу!..
У Достоевского не стал читать "Преступление и наказание", зато прочел "Белые ночи" и всю
остальную малую прозу...
Короче говоря, школа сделала все, чтобы я возненавидел классическую литературу. Но я не поддался!
Впрочем, я пристрастен, поскольку нашему классу безгранично повезло с учителем (он же классрук), принявший нас в девятом классе читать дальше . Проходит оный литератор по классы "глыба" и "человечище" (причём и в плане габаритов тоже)))) ), рассказывал неимоверно интересно, живо, причём критиков хоть и приводил и заставлял знать, но держал их... далеко от пьедестала. Очень. Ну и программы хоть и придерживался, но не ограничивался.
Веселее всего было с чудовищным порождением критиканства по имени "Что делать". Речь Виктор Петрович держал примерно такую:
-Книга сия - гадость. И наглядное доказательство того, что критик должен критиковать. Но прочитать её придётся - в программе есть и в билетах встречается. Словом мне вас жалко, приступайте.
И пересказкл всю книгу своими словам, так что я хоть и осили ровно две главы, после чего в панике схватился за что-то другое, но ещё долго мог сделать вид, будто опус сий знаю.
Словом своей принадлежности к третьему варианту, а не к первому - это заслуга моего учителя.
Хотя "летнюю" школьную программу я принципиально читал в школе, а не летом. Благо читаю быстро и в любое время.
И, кстати, по сию пору остаюсь приверженцом этой системы - с обязательным прочтением книг. Полагаю, что задача школьной программы - загрузить информацию. А научить её восприятию и суметь заставить принять - доля учителя. Мой учитель со своей работой справился.
Хотя, с другой стороны, Тургенева как в школе не любила, так и в университете не любила и сейчас не люблю.
KochevniK - а Вам, небось, Виктор Петрович заяснял, что это про Рахметова, про сны Веры Павловны и т.д.?
Ничего подобного. )) Как раз варианта "что это" в его лексиконе вообще было очень мало. По крайней мере, пока ученики не выскажутся. А дискусии на уроках иногда разгарались весьма жаркие.
Был пересказ содержания (ехидно, но с минимумом личного мнения).
И фраза про то, что критикам в писательстве не место, а кто таки прочитает до конца тот молодец, упорный.
Я это "Что делать" несколько лет использовала как снотворное. Пару страниц прочитаешь - всё, глаза уже сами закрываются.
Хуже возведенного в абсолют чужого внимания только возведенное в абсолют свое мнение.
Литераторов было три.
1. Валентина Ивановна - до 7-го класса. Крепкий профессионал, просто программа, спасибо.
2. Зоя Константиновна - 8-й. Оч.правильная тетка. Тройка за неодобрение Базарова. Три ночи сочинение писал! До сих пор обидно.
3. Раиса Салаховна - 9-й. По совместительству восторженный библиотекарь. Крайне благодарен за первый опыт бойни против Л.Н.Толстого - человека и матерого парохода.
Потом, слава Б-гу, меня туранули из школы и дальше читал сам, что Б-г надушу положит.
Опять же, если Ваш учитель считал, что вы должны знать это произведение только потому, что на экзаменах его спрашивают - он волей-неволей должен был сосредоточиться ровно на тех моментах, которые спрашивают - а спрашивали ровно то, что я назвал: Рахметова и сны.
Вы не могли бы по мере возможности воспроизвести его пересказ?
Опять же, если Ваш учитель считал, что вы должны знать это произведение только потому, что на экзаменах его спрашивают - он волей-неволей должен был сосредоточиться ровно на тех моментах, которые спрашивают - а спрашивали ровно то, что я назвал: Рахметова и сны.
Вы не могли бы по мере возможности воспроизвести его пересказ?
Ну, это зависит ещё от общей манеры разговора. ) Бывает такое речевое ехидство. С прищуром. )
Нет, воспроизвести не смогу. Благо на экзаменах мне данное произведение не мелькалось, более я к нему не возвращался, следовательно стёрлось из памяти.
Конкретно про сны он мог задавать что-либо. Не помню.
Во-первых, у меня дома были все собрания сочинений всех русских и многих зарубежных классиков, так что я - то, что хотел - прочел куда вперед программы. А что не хотел (ну, не люблю я "советских писателей-деревенщиков", Павку Корчагина, тургеневских девушек и т.д.!) - так я и по ходу программы не читал - ограничивался статьей в учебнике+импровизация за счет хорошо подвешенного языка
Во-вторых, мне все-таки повезло с учительницей литературы, которая вполне допускала высказывания учениками их личного отношения к прочитанному - даже самого резкого, лишь бы подкрепленного соответствующими рассуждениями и примерами.
Во-первых, с детства читала всё подряд, в том числе, естественно, и классику - просто как интересные книги.
Во-вторых, очень вовремя пришел 10 том детской энциклопедии, сразу за пятым, что ли. Там было про литературу и искусство - и я это всё сразу "заглотила" в систематизированном виде.
В третьих, учительница литературы была очень хорошая.
С ума сойти, автор даже считал, что и проститутками становиться не обязательно!
А Рахметов - что Рахметов - ну Рахметов... Ну, не читайте про него...
А если я сейчас возьму и восприму так, что автор задал вопрос "что делать?" и ответил на него, но ответ был не Рахметов на гвоздях и не сны Веры Павловны, что нам писали в учебниках - а может, автор так и думал от головы, но написал по-настоящему, и ответ получился, что нужно просто любить и уважать друг друга?
Может быть ... Но читать желания не возникло