Cogito, ergo sum.
Итоги опроса, в связи с коимии поднимаю запись:
Наибольшему числу ответивших (22.3%)школьные уроки литературы привила стойкое отвращение, но не к литературе, а к возведению в абсолют чужого мнения
На втором месте (20,42%) те, на формирование литературного вкуса которых школа не повлияла.
На третьем (14%) те, кому школа затормозила восприятие классики.
Остальные варианты распределились более или менее равномерно.
_______________________________________________________________

Глянула очередное обсуждение на форуме. А там умнейший Борис Тух сказал, что "90% учителей литературы способны привить стойкое отвращение к самым гениальным книгам".
Лично у меня отвращение и любовь что к официальной классике, что к прочей литературе как-то сами отрастали. Школа, если к чему и привила отвращение, так к тем, кого Иосиф Виссарионович величал талмудистами и начетчиками. Попугайно повторять частные мнения (хоть Белинского с Добролюбовым, хоть товарища Жданова, хоть авторов учебников и хрестоматий) и писать типичные сочинения о типичных представителях типичного и в самом деле тошно, ну да не о том речь.

И стало мне любопытно, как школьная "Литература" влияет на отношение к тому, что на ней "проходят".

Вопрос: Как школа повлияла на ваше отношение к классической литературе?
1. Привила стойкое отвращение 
29  (5.38%)
2. Привила стойкое отвращение, но не к литературе, а к критике 
38  (7.05%)
3. Привила стойкое отвращение, но не к литературе, а к возведению в абсолют чужого мнения 
123  (22.82%)
4. Привила уважение, но отбила охоту перечитывать 
35  (6.49%)
5. Никак не повлияла. Я сам решаю, что и почему мне нравится 
112  (20.78%)
6. Затормозила мое восприятие классики. Вернулся к ней через годы и с большим трудом 
75  (13.91%)
7. Прочитал только благодаря программе. Больше не открою, но знать это надо 
33  (6.12%)
8. Задала направление движения, а дальше я сам 
37  (6.86%)
9. Открыла для меня мир большой литературы 
35  (6.49%)
10. Другое 
22  (4.08%)
Всего:   539
Всего проголосовало: 379

@темы: опрос

Комментарии
10.01.2010 в 13:29

№5. Я столько читала, что мне было некогда обращать внимание, что и как мы проходим. Выпускной экзамен сдавала, не прочитав книги (выкрутилась), выпускное сочинение на тему Михаила Юрьевича обильно оснастила цитатами из Высоцкого (получила высший балл), с классиками знакомилась по велению сердца, а не указанию школьной программы.
В общем, очень рада, что школа мне никак не помешала любить литературу всей душой, что я с успехом и делаю по сей день.
10.01.2010 в 13:59

Ветер летит,и события уносяться в его вихре
Неоднозначно повлияла. Привила отвращения к тем книгам, которые разбирались дольше, чем 2 урока (один "Гамлет" почему-то избежал этой участи, но остального Шекспира не люблю);правда, некоторые книги я прочитала только благодаря программе: Ремарк, Хемингуэй, еще некоторые. А вот русских классиков я прочитала раньше и любила ДО того, как мы их начали разбирать в школе: потом они резко стали противными и скучными. А вот учителя были замечательные, просто лично я ненавижу все обязательное.
10.01.2010 в 15:19

Другое.
Если бы не школа, я, возможно, намного позже прочел бы Чехова, Блока и Достоевского. Но прочел я их только потому, что не поверил в то, что составители школьной программы по литературе включили в нее лучшее из Чехова, Блока, Достоевского. Я в школе все читал с точностью до наоборот: я у Некрасова только "Кому на Руси жить хорошо" и не прочитал. У Блока прочел "Двенадцать", понял, что дрянь. Потом прочел "Скифов". Решил, что это получше. И начал читать настоящую поэзию Блока. Да так, что у меня отбирали книгу на поесть, поспать, сходить в школу!..
У Достоевского не стал читать "Преступление и наказание", зато прочел "Белые ночи" и всю
остальную малую прозу...
Короче говоря, школа сделала все, чтобы я возненавидел классическую литературу. Но я не поддался! :)
10.01.2010 в 17:07

Вариант 3.
Впрочем, я пристрастен, поскольку нашему классу безгранично повезло с учителем (он же классрук), принявший нас в девятом классе читать дальше. Проходит оный литератор по классы "глыба" и "человечище" (причём и в плане габаритов тоже)))) ), рассказывал неимоверно интересно, живо, причём критиков хоть и приводил и заставлял знать, но держал их... далеко от пьедестала. Очень. Ну и программы хоть и придерживался, но не ограничивался.
Веселее всего было с чудовищным порождением критиканства по имени "Что делать". Речь Виктор Петрович держал примерно такую:
-Книга сия - гадость. И наглядное доказательство того, что критик должен критиковать. Но прочитать её придётся - в программе есть и в билетах встречается. Словом мне вас жалко, приступайте.

И пересказкл всю книгу своими словам, так что я хоть и осили ровно две главы, после чего в панике схватился за что-то другое, но ещё долго мог сделать вид, будто опус сий знаю.
Словом своей принадлежности к третьему варианту, а не к первому - это заслуга моего учителя.
Хотя "летнюю" школьную программу я принципиально читал в школе, а не летом. Благо читаю быстро и в любое время.

И, кстати, по сию пору остаюсь приверженцом этой системы - с обязательным прочтением книг. Полагаю, что задача школьной программы - загрузить информацию. А научить её восприятию и суметь заставить принять - доля учителя. Мой учитель со своей работой справился.
10.01.2010 в 19:49

Мало ли что под руками твоими поет...
Вариант 6, скорее всего. Двухсотлетие Пушкина попало на мой 10 класс школы. Под конец учебного года меня с души воротило от самой фамилии "Пушкин" - потому что умеющая что-то рифмовать и готовящаяся на филфак старшеклассница для школы была самой вероятной и частой жертвой многочисленных "пушкинских" конкурсов, форумов и олимпиад, концентрация же этих мероприятий была просто-таки выше всех пределов человеческих. Плевалась я до второго курса филфака, потом открыла АСП уже по университетской программе - и пришла в восторг.
Хотя, с другой стороны, Тургенева как в школе не любила, так и в университете не любила и сейчас не люблю.
10.01.2010 в 20:52

"Насилие - это болезнь. Её не победишь, разнося её среди других людей" - "Её не победишь и если помрёшь".
Веселее всего было с чудовищным порождением критиканства по имени "Что делать". - Кстати, одна из моих самых любимых в детстве книг. Начиная с того момента, как я классе в пятом, будучи под свежим влиянием "Шерлока Холмса", нарыл её в школьной библиотеке, прямо там прочитал пролог - кто-нибудь помнит, про что там пролог? - и совсем хотел было взять, но библиотекарша, ведьма, сказала: "Тебе ещё рано" и отобрала. Года через три-четыре мне её купили и я прочитал с величайшим удовольствием. Прелестная мелодрама, с true love, с убийством, с загадочным незнакомцем, всё такое. Русский аналог "Унесённых ветром".
KochevniK - а Вам, небось, Виктор Петрович заяснял, что это про Рахметова, про сны Веры Павловны и т.д.?
10.01.2010 в 21:31

KochevniK - а Вам, небось, Виктор Петрович заяснял, что это про Рахметова, про сны Веры Павловны и т.д.?

Ничего подобного. )) Как раз варианта "что это" в его лексиконе вообще было очень мало. По крайней мере, пока ученики не выскажутся. А дискусии на уроках иногда разгарались весьма жаркие.
Был пересказ содержания (ехидно, но с минимумом личного мнения).
И фраза про то, что критикам в писательстве не место, а кто таки прочитает до конца тот молодец, упорный.
10.01.2010 в 21:36

Серый лебедь в тигровой шкуре
KochevniK
Я это "Что делать" несколько лет использовала как снотворное. Пару страниц прочитаешь - всё, глаза уже сами закрываются. :) А потом как-то заморочилась и дочитала до конца. Но перечитывать не буду точно.
10.01.2010 в 21:56

Тройка.
Хуже возведенного в абсолют чужого внимания только возведенное в абсолют свое мнение.
Литераторов было три.
1. Валентина Ивановна - до 7-го класса. Крепкий профессионал, просто программа, спасибо.
2. Зоя Константиновна - 8-й. Оч.правильная тетка. Тройка за неодобрение Базарова. Три ночи сочинение писал! До сих пор обидно.
3. Раиса Салаховна - 9-й. По совместительству восторженный библиотекарь. Крайне благодарен за первый опыт бойни против Л.Н.Толстого - человека и матерого парохода.
Потом, слава Б-гу, меня туранули из школы и дальше читал сам, что Б-г надушу положит.
10.01.2010 в 22:00

"Насилие - это болезнь. Её не победишь, разнося её среди других людей" - "Её не победишь и если помрёшь".
KochevniK - (ехидно, но с минимумом личного мнения). - гм, с моей точки зрения это оксюморон. Не бывает беспристрастного ехидства, ехидство всегда несёт оценочный момент.
Опять же, если Ваш учитель считал, что вы должны знать это произведение только потому, что на экзаменах его спрашивают - он волей-неволей должен был сосредоточиться ровно на тех моментах, которые спрашивают - а спрашивали ровно то, что я назвал: Рахметова и сны.

Вы не могли бы по мере возможности воспроизвести его пересказ?
10.01.2010 в 22:26

KochevniK - (ехидно, но с минимумом личного мнения). - гм, с моей точки зрения это оксюморон. Не бывает беспристрастного ехидства, ехидство всегда несёт оценочный момент.
Опять же, если Ваш учитель считал, что вы должны знать это произведение только потому, что на экзаменах его спрашивают - он волей-неволей должен был сосредоточиться ровно на тех моментах, которые спрашивают - а спрашивали ровно то, что я назвал: Рахметова и сны.

Вы не могли бы по мере возможности воспроизвести его пересказ?


Ну, это зависит ещё от общей манеры разговора. ) Бывает такое речевое ехидство. С прищуром. )
Нет, воспроизвести не смогу. Благо на экзаменах мне данное произведение не мелькалось, более я к нему не возвращался, следовательно стёрлось из памяти.
Конкретно про сны он мог задавать что-либо. Не помню.
11.01.2010 в 00:14

Я проснулся, смеясь над тем, какие мы здесь. БГ
№ 5

Во-первых, у меня дома были все собрания сочинений всех русских и многих зарубежных классиков, так что я - то, что хотел - прочел куда вперед программы. А что не хотел (ну, не люблю я "советских писателей-деревенщиков", Павку Корчагина, тургеневских девушек и т.д.!) - так я и по ходу программы не читал - ограничивался статьей в учебнике+импровизация за счет хорошо подвешенного языка :)
Во-вторых, мне все-таки повезло с учительницей литературы, которая вполне допускала высказывания учениками их личного отношения к прочитанному - даже самого резкого, лишь бы подкрепленного соответствующими рассуждениями и примерами.
11.01.2010 в 03:27

№ 5.

Во-первых, с детства читала всё подряд, в том числе, естественно, и классику - просто как интересные книги.

Во-вторых, очень вовремя пришел 10 том детской энциклопедии, сразу за пятым, что ли. Там было про литературу и искусство - и я это всё сразу "заглотила" в систематизированном виде.

В третьих, учительница литературы была очень хорошая.
11.01.2010 в 22:27

Привидение кошки, живущее в библиотеке
Эх, зря вы наезжаете на "Что делать", это потрясающая книга. :rotate: Автор взял и написал про любовь - и даже никто не умер, и не покалечился ни морально, ни физически, и даже - страшное дело! не страдал. :laugh: И под поезд никто не бросился, и никто никого не зарубил топором... :lol:
С ума сойти, автор даже считал, что и проститутками становиться не обязательно!
А Рахметов - что Рахметов - ну Рахметов... Ну, не читайте про него... :gigi:
А если я сейчас возьму и восприму так, что автор задал вопрос "что делать?" и ответил на него, но ответ был не Рахметов на гвоздях и не сны Веры Павловны, что нам писали в учебниках - а может, автор так и думал от головы, но написал по-настоящему, и ответ получился, что нужно просто любить и уважать друг друга? :rotate:
11.01.2010 в 22:37

Кесарь-сантехник (с)
Аглая Эх, зря вы наезжаете на "Что делать", это потрясающая книга.
Может быть ... Но читать желания не возникло :)
12.01.2010 в 20:01

хм... оценила результаты... однако - вполне ожидаемо...
13.01.2010 в 16:11

Abfliegen, zu wiederkommen
Несмотря на то, что в школе у меня была прекрасная учительница языка и литературы, преподававшая с 4 по 9 класс (я ушёл из 9, чтобы не просиживать штаны), к классической литературе у меня стойкое отвращение. Почему? Я не опишу лучше, чем автор текста, проходившего по дайрям; в этом тексте, вкратце, аргументированно показано отсутствие в отечественной классике героя, достойного подражания.