Cogito, ergo sum.
Еще одна история, имевшая место в прошлом веке.
Жил в Питере один художник. Хороший, в свое время довольно известный, но в новые реалии не вписавшийся. Хуже писать он не стал, но оборотистостью не вышел, как следствие - более чем скромное существование и общая разочарованность.
У художника был младший друг. Однажды по эрмитажной линии он познакомился с человеком, имевшим связи в тогдашних городских верхах. Друг показал новому знакомому фотографии картин, и тот решил сделать доброе дело, а именно обратиться к одному из своих знакомых. Сказано - сделано. Знакомый был не чужд меценатства (мы с ним тоже сталкивалась по линии "Странника"), картины ему понравились, и он решил организовать выставку в очень престижном и перспективном на предмет продаж месте. Само собой художник возликовал и согласился.
С подачи мецената в газетах и журналах вышло несколько заметок, к назначенному времени картины были привезены и размещены, буклет отпечатан, продукты и напитки для презентации закуплены. Художнику это не стоило ни копейки, ни хотя бы усилий. Настал день открытия выставки, собрались гости и журналисты и тут, как назло, оказалось, что ни меценат, ни заявленные представители городских властей быть не могут. То ли нежданно нагрянул кто-то еще более влиятельный, то ли рассмотрение вопроса, на котором фигуранты были обязаны присутствовать, перенесли... Короче причина была неожиданной и уважительной, но художник обиделся. Нет, он ОБИДЕЛСЯ. ОСКОРБИЛСЯ. ВОЗНЕГОДОВАЛ. На открытии и во время фуршета он высказал все, что думает и о меценате, и о его знакомом, и о своем друге, который как раз был под рукой. Ну и разумеется это слышали другие приглашенные, в том числе и журналисты.
Спустя положенное время выставку разобрали и все так же бесплатно и аккуратно картины вернули хозяину. На этом все, если не считать того, что обиду и выросшую из нее ненависть художник пронес сквозь годы.
Самое же печальное в этой истории, что меценат, будучи человеком ответственным, намеревался компенсировать свое отсутствие на открытии присутствием на закрытии плюс личной покупкой пары работ и ненавязчивой рекламой остальных среди своих знакомых, что наверняка бы обернулась полной распродажей. Увы, слова оскорбленного мастера (а он еще и позвонил, высказался и швырнул трубку) пресекли эти намерения на корню. Что до друга, то спустя несколько лет его, имея в виду сделать хороший и дорогой подарок, попросили посодействовать в покупке акварели. Друг сказал, что он, хоть формально отношения и возобновились, НИКАКИХ ДЕЛ с этим художником не ведет.
Жил в Питере один художник. Хороший, в свое время довольно известный, но в новые реалии не вписавшийся. Хуже писать он не стал, но оборотистостью не вышел, как следствие - более чем скромное существование и общая разочарованность.
У художника был младший друг. Однажды по эрмитажной линии он познакомился с человеком, имевшим связи в тогдашних городских верхах. Друг показал новому знакомому фотографии картин, и тот решил сделать доброе дело, а именно обратиться к одному из своих знакомых. Сказано - сделано. Знакомый был не чужд меценатства (мы с ним тоже сталкивалась по линии "Странника"), картины ему понравились, и он решил организовать выставку в очень престижном и перспективном на предмет продаж месте. Само собой художник возликовал и согласился.
С подачи мецената в газетах и журналах вышло несколько заметок, к назначенному времени картины были привезены и размещены, буклет отпечатан, продукты и напитки для презентации закуплены. Художнику это не стоило ни копейки, ни хотя бы усилий. Настал день открытия выставки, собрались гости и журналисты и тут, как назло, оказалось, что ни меценат, ни заявленные представители городских властей быть не могут. То ли нежданно нагрянул кто-то еще более влиятельный, то ли рассмотрение вопроса, на котором фигуранты были обязаны присутствовать, перенесли... Короче причина была неожиданной и уважительной, но художник обиделся. Нет, он ОБИДЕЛСЯ. ОСКОРБИЛСЯ. ВОЗНЕГОДОВАЛ. На открытии и во время фуршета он высказал все, что думает и о меценате, и о его знакомом, и о своем друге, который как раз был под рукой. Ну и разумеется это слышали другие приглашенные, в том числе и журналисты.
Спустя положенное время выставку разобрали и все так же бесплатно и аккуратно картины вернули хозяину. На этом все, если не считать того, что обиду и выросшую из нее ненависть художник пронес сквозь годы.
Самое же печальное в этой истории, что меценат, будучи человеком ответственным, намеревался компенсировать свое отсутствие на открытии присутствием на закрытии плюс личной покупкой пары работ и ненавязчивой рекламой остальных среди своих знакомых, что наверняка бы обернулась полной распродажей. Увы, слова оскорбленного мастера (а он еще и позвонил, высказался и швырнул трубку) пресекли эти намерения на корню. Что до друга, то спустя несколько лет его, имея в виду сделать хороший и дорогой подарок, попросили посодействовать в покупке акварели. Друг сказал, что он, хоть формально отношения и возобновились, НИКАКИХ ДЕЛ с этим художником не ведет.
Вопрос: Кто прав, кто виноват?
1. Никто не виноват. Дурацкое стечение обстоятельств | 9 | (1.53%) | |
2. Все так или иначе сглупили. Но не со зла. | 19 | (3.22%) | |
3. Художник - дурак и истерик. Сам себе наплевал в кашу | 293 | (49.66%) | |
4. Художник прав в главном. Нельзя терять гордость | 3 | (0.51%) | |
5. Меценат все равно должен был помочь с реализацией картин. Подумаешь, обругали, талантам надо прощать. | 5 | (0.85%) | |
6. Художник и так получил выставку, буклет, фуршет и прессу. Мог бы и спасибо сказать. | 227 | (38.47%) | |
7. Не было бы выставки, не было бы проблем. "Кто людям помогает, лишь тратит время зря" | 22 | (3.73%) | |
8. А друг - скотина. Что значит "никаких дел", если человек нуждается. | 3 | (0.51%) | |
9. Другое | 5 | (0.85%) | |
10. Не знаю | 4 | (0.68%) | |
Всего: | 590 Всего проголосовало: 380 |
У меня был аналогичный случай, когда из-за безответственности человека сорвалось шоу на открытии мероприятия. Отношений мы не прервали, но в программу я его больше никогда не позову, ибо подведет он, а отвечать перед организаторами - МНЕ. По-вашему, это тоже мстительность - или все-таки разумная предосторожность?
Не знаю, но лично мне кажется, что "месть" - это некие активные действия с целью причинить другому человеку вред. А нежелание делать ему добро - это не месть, это доказательство наличия у друга, опять же, на мой взгляд, логики и разума. Потому что художник повел себя недопустимо. Просто недопустимо. В душе ты можешь дуться и возмущаться и обижаться, но есть элементарные нормы вежливости и приличия. Которые надо соблюдать, живя в обществе. И хамство в адрес людей, которые не сделали тебе ничего плохого, кроме хорошего, этим нормам, мягко говоря, не соответствует. Не очень понятно, с какой стати этот человек должен снова ему помогать, художник опять потом заистерит, а другу отвечать и разгребать все эти ушаты грязи.
И иметь дел, подчеркиваю дел, а не просто общения, нормальный человек не будет никогда.
Всегда нужно помнить, что нам никто ничего не должен, и быть благодарными и за малое.
Хм... А ещё мне мама когда-то выдвигала идею, что самая сильная ненависть вырастает не из обиды, нанесённой тебе (тут вообще возможна обратная реакция, как ни парадоксально), а из обиды, нанесённой тобой. То есть сложнее простить того, кого ты обидел, а не того, кто обидел тебя, во как!
Правильно мама сказала.
Верно, и даже обоснованно.
Наше подсознание считает себя хорошим - иначе просто не выжить. Следовательно, нанесённый кому-то вред должен быть оправдан. Как? Установкой, что вред был причинён "за дело".
Штука страшная, на самом деле. Работает на выживание организма, но разваливает выживание сообщества. Но и обратный случай страшен - все посмотрели на Робера. Пока он не взялся делать нужное сообществу дело, до бессознательного "самосуицида" было рукой подать.
В общем, мера и самодисциплина.... брррр!
Я бы сказал несколько иначе: сложнее простить того, кто об тебя обиделся. Примерно как вот этот художник - об друга, мецената и представителей власти.
Да, а по художнику - пп 3 и 6.
Нет. Это он их простить не может, а не они его. В том-то и фокус.
А ведь мама мне ещё одну умную вещь на эту тему говорила. Мы очень любим тех, кому мы сделали много хорошего. Именно в такой последовательности - любим, потому что причинили им добро. А вот они нас - не факт, и часто очень даже наоборот - слишком много добра может порождать агрессию (чувство вины? долга? зависимости?). Такая вот свинская психология...
Так что вообразим: есть человек А, который сделал кому-то Б много хорошего и был этим Б сильно обижен. Скорее всего, Б будет люто ненавидеть А. Но вот А - либо будет нейтрален, либо вопреки логике продолжит относиться к Б с симпатией. Ничего не напоминает?
Впрочем наш герой еще слегка проходит по ведомству болельщиков, чья команда сперва абсолютно неожиданно для всех вышла в финал (ему совершенно неожиданно и задаром организовали выставку со всем сопутствующим), а потом не взяла первое место (не приехали первые лица). Мерзавцы! Обманули! На МЫЛООООООООООООО!!!
Есть такое. Подтверждается жизненным опытом. И пусть и нелюбимой, но классикой: "Она ненавидела его за то зло, которое ему причинила"(с).
Не в свинстве дело! Всё то же подсознание. В наших глазах отражается образ того, в ком наш образ должен быть(!) прекрасен - мы же ему много и хорошо сделали! И за это мы этого человека любим. А он в то же время чувствует себя плохо, потому что знает, что он нахлебник - но плохо подстознание чувствовать себя не любит (см. выше) - поэтому это "плохо" переносится с себя на нас. Как раз абсолютный свин, у которого собственный подсознательный образ железобетонно хорош, будет нас любить, пока даём вкуссное.
Звучит косноязычно - и главное, безнадёжно. Но на самом деле выход есть: принимать подарки с радостью - и "передавать добро по кругу". Зная, что сам кому-то сделал хорошо, положительно относишься и к подаркам себе.
Потенциальным благодетелям некисло было бы понять, что их благодеяние принимают в том виде, как оно было озвучено, и в одно лицо менять условия, "потому что я ж доброе дело ему делаю, и пусть кушает что дают" - так сказать, не очень хорошо. Думаю, если бы это был не меценат и художник, а, скажем, мужчина и зависимая от него женщина, соотношение голосов было бы со-о-овсем другим. И справедливо, потому что оказанная услуга не дает никому права распоряжаться чужим временем/решениями.
А ругаться-то было не очень хорошо, кто ж спорит? Художник, скорее всего, и сам тем же вечером это понял, да поздно было уже.
оказанная услуга не дает никому права распоряжаться чужим временем/решениями.
Но и человеку, которому добро сделали, стоит помнить, что благодетель тоже живой, у него тоже может случиться что-то важное. Тем более, что как раз художником, его временем и решениями никто не распоряжался. Для него устроили выставку, пригласили прессу. А вот сам творец решил, что раз человек начал стараться ради него, талантливого, то обязан устраивать все по высшего разряду, а иначе сволочь.
Да, если женщина закатит истерику, ее не одобрят. Ну, не все, по крайней мере. Но уж стопудово не будет 95% мнений "вот же дура истеричная", а тем более мало кто одобрит, если мужик из-за такого поведения повернется к ней спиной - мол, я тебе столько сделал, а ты так!
Я понимаю такую оценку у части людей, даже у большой части, но такое соотношение голосов, как здесь, вызывает у меня ощущение наступившего зомби-апокалипсиса.
А человек, тем не менее вложил силы и деньги в то, что считал хорошим делом, помог художнику засветиться. И я бы, признаться, не стал в жизни иметь какое бы то ни было общее дело с человеком, который считает, будто он вправе ТРЕБОВАТЬ некий обещанный объем БЛАГОДЕЯНИЙ. Бескорыстной, чтоб ее, помощи. Не от минкультуры или как оно там нынче, которое объявило грант и не выплатило, или что-то еще в таком роде сделало, а от человека, который не по долгу, а по зову сердца что-то делает.
А что касается аналогии с зависимой женщиной - то там уже другое, там некоторым образом сделка. Женщина, если соглашается быть зависимой от мужчины, как бы обязуется отдавать все свое время и силы (ну или почти все) одному человеку в обмен на некое вознаграждение. Которое, понятное дело, никакими формальными договорами не прописывается, а именно так и озвучивается, типа "подарю тебе сапожки и норковую шубу". Если шуба оказалась в итоге из драной кошки, то да, кинули и обидели. А тут? Выставка была? Была. Торжественное открытие с прессой было? Было. А что высоких гостей недодали - обидно, но не повод для истерики и хамства. И по хорошему - если уж истерить - то до конца: сворачивать лавочку сразу. А обматерить и попользоваться чужой добротой, выставляя картины до победного конца - это слишком.
Кстати, а если бы была не важная встреча, а форс-мажор в виде несчастного случая и т. п., тоже была бы истерика? О недоставшемся внимании?
Elan Morin, аналогию с мужчиной и женщиной вообще не поняла. Если это как в фильмах, ужин на столе, свечи, а муж на работе, то один раз это объяснимо и не повод для истерики и безобразных сцен. Хотя, конечно, может быть обидно. Если 10 лет подряд, то или работа такая (известно ли было об этих особенностях до замужества?), или развод. Или вы что-то другое имели в виду?
UPD. Вы ответили, пока я коммент писала...
Но вот лично я предпочитаю с истеричными дурами (и дураками) отношений не иметь. Ни дружеских, ни тем более деловых.
Еще раз и внятно - это не каприз мецената, что не получилось все устроить, как полагается. Это форс-мажор. Меценат не Нострадамус, чтобы заранее предсказать, что у него вдруг сложится такая ситуация.
Если представить, что меценат специально не явился, мол, много чести, разлакомился художник, неча их баловать, то да, обида была бы нормальной. Но в описанной ситуации беда и огорчение, скорее всего, были у всех - меценаты обычно любят посещать устроенные выставки. Никто над художником не изгалялся. А если творческая личность решила об других обидеться... что поделаешь.
И, опять же, даже если меценат тут совсем не виноват, он вполне мог понимать, что художник не знал, виноват он или нет, и допустить, что без него и гостей выставка была ему на фиг не нужна, и у него были все причины расстроиться - ДАЖЕ если показал он это не очень клево. Но нет, художник редиска и нет ему даже частичного оправдания.
Итого тут стопицот переменных и недомолвок, которые почти все бодро проигнорировали, смело заключив, что все это по барабану и все тут понятно: один безусловно сделал добро, а второй надулся как дитя и надул ему в тапки. И лично меня это единство оценок сильно печалит. Ну ладно, не сильно. Так, чуть-чуть.
Ну, вот здесь мы, очевидно, расходимся. Потому что если ты обещал что-то - значит ты общел именно это и именно в таком виде. И считать, что разница положений (занятой-свободный, богатый-бедный, сильный-слабый, добродетель-ее объект) дает тебе право в одно лицо менять условия сделки - имхо, не очень хорошо. Причины я уже озвучивал выше: далеко не любое, что ты даешь "даром" (тоже понятие сложное, как мы все, надеюсь, понимаем), вообще является добром, многое человек бы не принял ни за какие коврижки. И вот ты односторонне меняешь что-то, что человек с благодарностью согласился принять, на что-то даром ему не нужное, а потом еще удивляешься, что он еще, скотина, и недоволен остался.
считать, что разница положений (занятой-свободный, богатый-бедный, сильный-слабый, добродетель-ее объект) дает тебе право в одно лицо менять условия сделки - имхо, не очень хорошо.
А как, с вашей точки зрения, нужно было поступить, раз приехать не получается? Вообще не открывать выставку? Учитываем, что народ в виде прессы и прочих гостей собрался. К тому же, пардон муа, а почему выставка без высоких гостей априори не нужна?
Пвтаюсь придумать вариант, в котором художнику не нуна выставка, а нужен меценат собственной персоной. Хм... В самом приличном к "достоинствам" неблагодарного дурака и истерика добавляются снобизм и меркантильность.
Мало нарисовать, нужно еще и протолкнуть, а он видимо мыслит старыми категориями, решил что все зависит от того пришел или нет секретарь парткома на открытие. Вроде как остальное должно приложиться.
Сейчас вопросы решаются немного по другому.
Но в целом, у меня от написанного сложилось подозрение что художник типичный богемный обитатель со всеми вытекающими.
Потому он эту выставку воспринял как некий повод для гордыни и способ доказательства другим богемным обителям, что он еще огого!!!! Он еще им всем покажет!!!! Он всем докажет что есть настоящее вечное искусство!!! даже вон большие люди придут посмотреть.
И судя по всему определенная часть гостей которым он сам разослал приглашения была приглашена не на выставку, а на триумф.
Который внезапно сорвался.
И как результат, маэстро сам себя загнавший в прокрустово ложе, обвинил в том что его там прищемило, кого угодно кроме самого себя.