Cogito, ergo sum.
Поднимаю из-за статьи Элы
Откуда у многих людей такой интерес к вампирам? Чем живые мертвецы-кровососы привлекают? Нет, в качестве ужасов, летящих на крыльях, они вполне ("Упырь", "Семья вурдалака", даже "Дракула", который классический, стокеровский) , но ведь ими любуются, в них влюбляются, им подражают, о них пишут и пишут. А мне эта тема упорно кажется какой-то не эстетичной что ли и при этом скучной до невозможности. Нежить и нежить. Завелась, надо изживать... Разве что характерные персонажи-вампиры у Сапковского и Перумова хороши, но они там не на главных ролях все-таки.
Откуда у многих людей такой интерес к вампирам? Чем живые мертвецы-кровососы привлекают? Нет, в качестве ужасов, летящих на крыльях, они вполне ("Упырь", "Семья вурдалака", даже "Дракула", который классический, стокеровский) , но ведь ими любуются, в них влюбляются, им подражают, о них пишут и пишут. А мне эта тема упорно кажется какой-то не эстетичной что ли и при этом скучной до невозможности. Нежить и нежить. Завелась, надо изживать... Разве что характерные персонажи-вампиры у Сапковского и Перумова хороши, но они там не на главных ролях все-таки.
Ela, даже Брэма Стокера???
Ela, по моему скромному, это благо. Ибо Толстой, Стокер и Байрон (точнее, доктор Полидори) - еще туда-сюда, но зато Райс и, прости Господи, Гамильтон - ИМХО, ни в какие ворота! Во всяком случе, в меня лично последние два пункта никак не влезли. Хотя не отрицаю, что у меня ворота некондиционные...
Ну почитала бы про комаров, пиявок или летучих мышей. Которые кровососущие.
*ну, в каком-то смысле...*
Ведь есть еще проблема определения - что такое вообще вампир? Именно теперь, когда многое, принимаемое раньше "по умолчанию" пересматривается. Кто такие вампиры? Что делает их вампирами? А если мы вот это и это поменяем? А "светлые" они или "темные"? А почему? А если вот так? А если с вот этой точки зрения?
Или проблема взаимодействия людской и вампирской этик, психологий, социумов. Что будет, если вампиры и люди живут вместе? А если не вместе, а рядом? А если вампиры - вот такие? Кто под кого подстроится? А почему?
Или исследование собственно психологии. Как чувствует/может чувствовать существо, которое не-мертво? Которому много сотен лет? Которое сильнее/красивее/ужаснее? Как оно стало таким? Что в нем осталось от человека? А что бы осталось от живого человека, проживи он так долго?
И т.д.
Другое дело, что мало, очень мало книг, в которых что-то подобное есть и оно интересно написано
Ela
первая же строчка звучала как "Я очень люблю все свои могилы, особенно пятую и одиннадцатую"
Я уже это хочу прочитать!
Например, мне очень интересен облик вампира-бунтаря. Ну вот живет нечто романтичное и увлеченное тем самым образом аристократа в плаще-крылатке. Получает наконец-то и аристократа, и плащ-крылатку, и укус в шею с последующим обращением, а потом... А потом и весь набор вампирских правил. А ведь правила у них должны быть весьма себе строгие - это ж надо и тайну существования сохранять, и иерархия у них должна быть весьма четкая. Плюс еще и убийство ради жизни во всей красе. Новообращенному становится от этого настолько тошно, что он не може удержаться от бунта. Так вот - мне донельзя всегда было интересно, каким должен быть этот бунт. Бунт против своей новой природы.
читать дальше
Мда, минимально как раз не получилось, простите за неоправданные надежды...
"...встретил вампира -- убей его. Встретил поклоняющегося им, их восхваляющего, перед ними ниц падающего -- убей его" (с).
Готов под этим подписаться. Насчет поклоняющегося и тому подобное - черт его знает. И вообще, мои любимые фильмы про вампиров - это "От заката до рассвета" и, собственно, сами "Вампиры". там с этими гражданами общаются так, как и следует.
Встретил поклоняющегося им, их восхваляющего, перед ними ниц падающего -- убей его
Эдак пришлось бы кое-где половину подростков перебить
_Levsha_: Есть ещё очень хороший новый фильм "30 дней ночи". Там тоже всё как надо.
Чтож так категорично-то... Мне тогда по данной методике пол-Львова перебить придется, причем наиболее интересных людей (и далеко не все из них подростки... наверное - меньше половины игроков, если не треть), вампиров увлеченно отыгрывающих
Тут ведь для психологических и философских изысканий поле не сжатое ))) Ну и театральное мастерство, конечно...
Кстати, есть заболевание, гемофилия, кажется, которое по некоторым предположениям дало начало мифам про вампиров, а еще - светобоязнь, и частные случаи летаргического сна... Их тоже под одну гребенку, на всякий случай? )
Да и вампиры-то разные бывают. У меня вот, начальница - вампир энергетический, вульгарис. Мне теперь за святой водой отправляться или чеснок усиленно есть? ))))
А FROM DUSK TILL DOWN я уважаю за музыку )) Многие сцены для меня неаппетитны. Особенно начало фильма, пока еще никаких кровопийц на горизонте... Так что, может, зло не только в вампирах?...
В общем, я скорее подпишусь под "живи и дай жить другим": пока меня не притесняют и не загоняют в угол с целью уничтожить, я спокойно отношусь к чужим пристрастиям и верованиям. В разумных пределах, конечно. )
Margoshyk, а пока не "меня"?.. Проявлять "терпимость"? к убийцам - главное ведь, что "не меня"?!
Если б существовали настоящие вампиры и т.п. людоеды (а аналогов, хоть и несколько недотягивающих, хватает - террористы, наркоманы и т.д.) - убивать. И людей-помощников тоже.
Игры в вампиров - хорошего ничего в этом нет. Страшного - впрочем, тоже (если не заигрываются...) противно просто.
Ну а вампиры у О.Громыко (или, кстати, эль-ин у Парфёновой) - это просто иной разумный (под)вид, вампирским страшилкам соответствующий примерно, как кочевники - кентаврам...
ИМХО.
а пока вампиры обитают в литературе, убивать и так далее их тоже можно - но на уровне литературы
остальное уже лишнее.
а пока не "меня"?.. Проявлять "терпимость"? к убийцам - главное ведь, что "не меня"?! - этого я не писала. Поэтому и сделала приписку "в разумных пределах". Поскольку сама отношусь к разряду "помогателей" - не прохожу мимо, если вижу, что кому-то плохо. Так что давайте не будем вешать друг другу ярлыки, хорошо? Поскольку Сеть все-таки не передает эмоций, будем исходить из предпосылки, что мы друг к другу расположены и обидеть друг друга изначально не хотим.
Если б существовали настоящие вампиры и т.п. людоеды (а аналогов, хоть и несколько недотягивающих, хватает - террористы, наркоманы и т.д.) - убивать. И людей-помощников тоже. - отношение к террористам у меня предвзятое. Я НЕ понимаю, и НЕ могу оправдать людей, вмешивающих в разборки (абстрагируемся сейчас от вопросов правой-неправой стороны и конфликта как такового) детей, женщин, просто невинных (не поймите превратно) жителей. У меня подруга на дайриках из Израиля, пережившая терракт. ЕЕ дом захватили. Так что давайте не раскапывать данную тему, думаю, это в данном случае лишнее. Свою позицию я определила, думаю мы с Вами в ней сходны.
Насчет наркоманов - не буду столь категорична. Каждый случай индивидуален. Если за ярлыком увидеть человека. У меня соседка снизу наркоманка и представительница древнейшей профессии. Окончила консерваторию по классу арфы. Кому сейчас это нужно? Я НЕ оправдываю ее полностью, возможно, я бы нашла другой путь в сходной ситуации. Но я НЕ на ее месте, и не мне ее судить. Пока она не сделала чего-то непростительного и непоправимого - я ее камнями закидывать точно не буду. Какое у меня на это право? Повезло в жизни больше? Семья полная, друзья хорошие, профессия более актуальная, замуж вышла? А если бы нет?
Убийство. Опять таки тема довольно "скользкая". Есть такая статья: превышение необходимой самозащиты. Напали на тебя/твою девушку. Ты не рассчитал сил. Непоправимое. Ты не убийца от природы, не испытваешь от этого кайфа... Но тем не менее - убил.
Месть. В некоторых случаях я могу понять, допустим, родителей маленьких детей, уничтоживших физически мучителя и убийцу, при условии, что не произошло ошибки в определении виновного. Состояние аффекта. ДТП.
НЕ всегда убийца - жуткий монстр вроде Лектора. "Ату его!" Так что не стоит меня брать в присяжные, наверное. Стремление понять человека иногда зашкаливает, не спорю.
Игры в вампиров - хорошего ничего в этом нет. Страшного - впрочем, тоже (если не заигрываются...) противно просто. - почему? Потому что вы, к примеру, увлекаетесь макраме? Я в вампиров тоже не играю ) Хоббита отыгрывала, было. Ролевые игры - запретить, а за ними и театры: "ирать Помидор - бред какой-то!" Они - НЕ заигрываются. Жертвы с прокушенными шеями по городу не валяются, дети и бабушки гуляют спокойно. Если разумные люди проводят свой досуг таким образом, не нарушая общественного спокойствия и т.п. Что в этом плохого? Я правда не понимаю.
Ну а вампиры у О.Громыко (или, кстати, эль-ин у Парфёновой) - это просто иной разумный (под)вид, вампирским страшилкам соответствующий не более, чем кочевники - кентаврам... - вомпэры у О.Громыко - одни из моих любимейших персонажей (хотя "Верных врагов" я все же люблю больше цикла про Вольху), и в данном варианте я против их вампиризма ничего не имею. Как и против вампиризма любых других книжны-х ли, кинематографических персонажей. Как я писала выше, вампиризм во многих книгах - расстановка исходных условий в задаче. Вот гном. Он маленького роста и живет под землей. Вот предрассудки о гномах. Вот вампир. И дальше по схеме. Мир, герои прописаны, а дальше - сюжетные коллизии и психологические характеристики и взаимодействие персонажей. То, что мне интересно.
А пить кровь самостоятельно или склонять к этому других не буду, и не просите! ) Мирные мы, белые и пушистые, хоть иногда и болеем.
Так что давайте не будем вешать друг другу ярлыки, хорошо?
Прошу прощения.
Насчет наркоманов - не буду столь категорична.
Имел в виду общественно вредных: тех, которые втягивают других; тех, кто убивает, чтобы добыть на "дозу" и т.п.
Если разумные люди проводят свой досуг таким образом, не нарушая общественного спокойствия и т.п. Что в этом плохого?
Ну вот если они в "первобытных людоедов" будут "играть" - это тоже хорошо и красиво?..
Вот гном. Он маленького роста и живет под землей. Вот предрассудки о гномах. Вот вампир. И дальше по схеме.
Разница в том, что для вампира разумные существа - пища. Причём (в большинстве "вампирятины") пища единственная или предпочитаемая. И это не предрассудки, а факт той "реальности". Так что сравнивать стОит не с гномами, а с какими-либо "человеколюбами
Прошу прощения. - все нормально. Мир )
Имел в виду общественно вредных: тех, которые втягивают других; тех, кто убивает, чтобы добыть на "дозу" и т.п. - если есть возможность излечения - лечить, но изолировать нужно однозначно, причем с общественно полезными работами, чтобы окупалось содержание.
Ну вот если они в "первобытных людоедов" будут "играть" - это тоже хорошо и красиво?.. - смотря с какой целью ) И на каком уровне "играть". Ролевые игры вообще, это ведь еще и очень хорошая терапия - возможность преодолеть какие-то комплексы и т.п. Вопрос в подходе. Насчет первобытных людоедов - отыграть (именно отыграть) не так уж сложно: шкуры на голое тело, некоторое количество грязи, спутанные волосы. "Улыбка". В первом приближении персонаж готов, дальше - актерское мастерство и задачи, которые стоят перед участником ))) Можно и красиво сыграть, поверьте.
Разница в том, что для вампира разумные существа - пища. Причём (в большинстве "вампирятины") пища единственная или предпочитаемая. И это не предрассудки, а факт той "реальности". Так что сравнивать стоит не с гномами, а с какими-либо "человеколюбами - вот в том-то и дело, что мне, в основном, интересны те книги, где вампир идет наперекор "своей доле", где есть конфликт в предначертанном и свободной воли не быть убийцей. Где в результате происходящего характер, внуренний мир персонажа меняется, а не как в низкопробном аниме - "весь фильм в одном костюме и с типовым выражением лица" (сразу оговорюсь, аниме люблю, но не "поголовно")
Просто я привела фэнтезийных персонажей, надо было эльфов упомянуть, до кучи )) Про предрассудки - "курсовая адептки 8-го курса, Вольхи Редной" (© Громыко) )) А гномы от Сергея Раткевича пришли. И вовсе не кровожадные они монстры (гномы), им жить негде, "крыша мира" на голову падает. А судят весь народ - по предыдущей кампании завоевателя.
Вот что страшно, когда тебя рассматривают не как личность, с твоими собственными преимуществами-недостатками, а как врага, просто потому, что ты родился там, где родился. И тем, кем родился. У меня, например, по жизни возникали ситуации, когда для львовян я - москалька, а для московских родственников - бандеровка. Этакая неприкаянность в силу искусственно подогреваемого нац. конфликта. Для себя я этот вопрос решила еще в школе - у меня 2 родины и 2 родных языка: я не собираюсь отказываться ни от одного из них. А, значит, нет причин для внутреннего конфликта, а с внешними как-нибудь разберусь )) А ведь мне по сути сильно жаловаться не на что.
Больше всего, кроме "цокота копыт Циллиной лошади" и страха потерять близких, я, например, боюсь толпы. Поскольку она не оображает, что делает. И боюсь сама стать частью такой толпы и кого-то преследовать, поскольку это действительно "затягивает". И страшно идти наперекор, чувствуешь себя... неуютно. Но если не остановиться - потом чувствовать себя будешь много гаже, главное - вовремя это понять. Что-то меня в сторону унесло, простите за многословность.
Ролевые игры вообще, это ведь еще и очень хорошая терапия - возможность преодолеть какие-то комплексы и т.п. Вопрос в подходе.
*подумал* Margoshyk, как я это вижу:
когда актёры профессионально (работ такая) играют какой-то сюжет - в том числе необходимых по сюжету злодеев - это нормально.
а когда любители массово отыгрывают именно злодеев, причём это им доставляет удовольствие... что-то с ними не так. А кроме "комплексов" есть моральные нормы - вроде "не убий" - которые "преодолевать" даже в игровом виде - попробовать, может, и стОит - но нельзя к этому привыкать - и тем более это не должно нравиться...
Приносят ли такие "отыгрыши" объективный вред? Не знаю, ИМХО на уровне погрешности
Про предрассудки - "курсовая адептки 8-го курса, Вольхи Редной" (© Громыко) )) Потому и написала. А гномы от Сергея Раткевича пришли.
У В.Редной "вомперы" - это практически эльфы, про которых распустили небылиц - с "классическими вампирами" минимум общего. (а, ещё в "Ведьмаке" - там человеческая кровь для вампиров - наркотик).
А классические вампиры без человеческой крови или совсем жить не могут, или "плохо, зато недолго" (с
И "вампир идет наперекор "своей доле", где есть конфликт в предначертанном и свободной воли не быть убийцей" бывает описан интересно (а бывает всего лишь отражением психологических проблем автора), но с реальностью ИМХО соотносится слабо...
Вот что страшно, когда тебя рассматривают не как личность, с твоими собственными преимуществами-недостатками, а как врага, просто потому, что ты родился там, где родился. И тем, кем родился.
Согласен. Меня вот от Толкиновских орков зло берёт - которые уже виновны тем, что родились орками.
Только вот к вампирам это не отнесёшь. Это мы перед ними "виноваты тем, что хочется им кушать"...
а когда любители массово отыгрывают именно злодеев, причём это им доставляет удовольствие... что-то с ними не так. А кроме "комплексов" есть моральные нормы - вроде "не убий" - которые "преодолевать" даже в игровом виде - попробовать, может, и стОит - но нельзя к этому привыкать - и тем более это не должно нравиться...
Приносят ли такие "отыгрыши" объективный вред? Не знаю, ИМХО на уровне погрешности но неприятно...
Как в актерском мастерстве, так и в ролевом движении (что по сути разные вещи, и сравнивать их стоит очень осторожно) существуют определенные техники, благодаря которым человек вживается в образ. Актеру нужно полностью почувствовать себя персонажем - иначе зритель не поверит, и выйдет дилетантское кривляние. Если он будет постоянно думать, что этот персонаж не прав (в силу каких угодно причин - вампиризм, убийства, безумие и т.п.), то ему не удастся создать живой образ. А для любого существа признавать свою правоту - вполне логично и естественно.
Как человек с достаточно большой практикой ролевых игр, могу сказать, что вредоносности в роли злодеев как таковых - нет; и если уж на то пошло, то в кабинете психоаналитика лупить палкой по подушке, вымещая свой негатив - куда более опасно.
Любая роль расширяет горизонты собственного мировоззрения. После выхода из роли, какой бы то ни было, очень многое меняется, на многое смотришь по-другому, в основном - более гармонично. Парадоксально, но факт.
Почему людей так притягивает образ вампира - частично оттого, что люди подсознательно стремятся обрести свою «темную сторону». Человек иногда устает от постоянно навязываемой «необходимости» быть хорошим. Некоторые компенсируют это погружением в образ вампира.
Есть еще одно. Вампир - хищник, и одним из базовых, необходимых заданий для него является примирение с собой вопреки всему; принятие в себе того, что до обращения (да и сразу после) было отвратительным и неприемлемым. Как часто нас в обычной жизни терзают подобные вопросы? Как часто люди не могут принять себя такими, как они есть, находить выход из казалось бы безвыходных ситуаций? Ведь, по сути, в существовании вампира нет изначально никакой радости. Это ситуация, когда потеряно все, даже сама жизнь. И вот существо, находясь за гранью, умудряется выжить (о тех, кто не выжил, обычно не пишут) - и построить новые смыслы, новые цели. Возможно, обойти смерть (в игровой системе «Vampire: The Masquerade» питание вампиров не обязательно требует смерти жертвы), превозмочь что-то в себе... Да, быть ходячим трупом - ужасно, никто не спорит. Никакая власть, сила и пр. не способна возместить потерянную жизнь. Но мы видим в тех же книгах, как даже такое существо, как вампир, может на протяжении сотен лет сохранять человечность. Скажем так, это победа воли, нечеловеческой воли, которая не может не привлекать.
Актеру нужно полностью почувствовать себя персонажем - иначе зритель не поверит, и выйдет дилетантское кривляние. Если он будет постоянно думать, что этот персонаж не прав (в силу каких угодно причин - вампиризм, убийства, безумие и т.п.), то ему не удастся создать живой образ. А для любого существа признавать свою правоту - вполне логично и естественно.
Почему? Это будет просто другой
Вот я сейчас прекрасно знаю, что НЕ ПРАВ!! в рабочее время вместо работы комментю.
Как человек с достаточно большой практикой ролевых игр, могу сказать, что вредоносности в роли злодеев как таковых - нет
Ну я тут 2 (или 3?) опасения выскажу.
1) Лучше словами Высоцкого:
"Я в хоровод вступаю хохоча,
Но все-таки мне неспокойно с ними, -
А вдруг кому-то маска палача
Понравится, и он ее не снимет?
Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным?
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?
Вокруг меня смыкается кольцо,
Меня хватают, вовлекают в пляску.
Так-так, мое обычное лицо
Все остальные приняли за маску." (с)
2) "Загрязнение среды." *Вот любители БДСМ-игр тоже утверждают, что никакого вреда в них нет, одна польза.
Можно и так.
Но.
Обычно в театре и кино ведущая роль принадлежит режиссеру, и именно он дает задание актеру, что тот должен сыграть. Не всегда режиссер позволяет с собой спорить. А неумение вжиться в образ зритель обязательно почувствует. Взять вот современные штампованные сериалы - актеры сами себе не верят, чего уж ожидать от зрителя.
В ролевых играх проще: там никто никого ни к чему не принуждает. Если противно кого-то одного играть - играют кого-то другого.
По поводу 1).
Если у человека есть в сознании какой-то вывих (деспотичность, садизм, мания величия) - то он проявляется и в других сферах жизни, будь это семья, работа, дружеская тусовка и пр. Жизнь и этот мир постоянно предлагают нам массу испытаний и соблазнов, и ролевые игры здесь ничего не решают. Могут, наоборот, даже компенсировать те фантазии, реализация которых была бы во вред себе и другим - а в ролевых играх остается только фантазией. Проблема масок, выходящих из-под контроля, имеет причины и истоки, с ролевыми играми не связанные.
По поводу 2).
Если кому-то нравится БДСМ, и избиение и насилие происходит по обоюдному согласию, то не вижу, что в этом плохого. Аморальность - понятие весьма условное. А когда человек что-то в себе подавляет, вместо того, чтобы трансформировать, то начинаются неприятные эффекты психики. Про это лучше смотреть в серьезной психологической литературе.
Добавлю еще, что высокая квалификация мастеров и высокий уровень ролевых игр даже в самых сложных и неоднозначных сюжетных коллизиях помогает не допускать тех самых нежелательных эффектов, которых вы опасаетесь. Но ведь профессионализм важен везде.
Интересные параметры эстетики...
Ну да. Они просто разлагаются.